2 декабря в киноцентре «Ленфильм» состоялось торжественное открытие Лаборатории «Кинотекст». Событие приурочено к проведению в Санкт-Петербурге IV международного культурного форума.
«Кинотекст» — первый совместный образовательный проект фонда Александра Сокурова «Пример интонации», журнала «Сеанс», киностудии «Ленфильм» и образовательного центра «Культбюро» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского международного культурного форума.На церемонии открытия проект представили режиссер Александр Сокуров, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, главный редактор журнала «Сеанс» режиссер Любовь Аркус, редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский, кураторы Лаборатории «Кинотекст» – главный редактор Art Pictures Group, организатор и куратор питчинга на ОРКФ «Кинотавр», программный директор «Культбюро» Анна Гудкова, редактор телефильмов «НТВ» и редактор кинокомпании Metrafilms Анна Ефимова.
На церемонии Эдуард Пичугин назвал открывшиеся образовательные курсы, киноцентр и киностудию «Ленфильм» местом силы нового поколения талантливых, молодых кинематографистов. С ним полностью согласился Александр Сокуров, подчеркнув, что сейчас настало время растить новое поколение редакторов и монтажеров, помощников режиссеров, а также согласился с идеей Эдуарда Пичугина, что нужно развивать киностудию в большую кинофабрику.
Эдуард Пичугин проинформировал собравшихся журналистов о том, что новая жизнь в новом культурном пространстве предполагает новые задачи. В частности, создание образовательного центра «Ленфильма» – это то, о чем мечтали и студенты кинофакультетов, и начинающие кинематографисты. Получить дополнительное образование на одной из главных кинофабрик страны у лучших специалистов – это прекрасный шанс продолжить свое самосовершенствование в профессии. Эдуард Пичугин поблагодарил кинорежиссера Александра Сокурова за то, что он заложил открытием «Лаборатории Кинотекст» основу для существования на «Ленфильме» курсов для самых разных кинопрофессий, что мастер готов делиться идеями и передавать следующим поколениям свои знания, мудрость и опыт.
«Я – за большие студии, за большие кинофабрики. Значение образования для практики – огромно. Мы должны растить профессионалов разумных, внимательных. Все мы помним легендарного редактора Фрижетту Гукасян, с которой многие из нас начинали работать. Первое объединение, второе, объединение телевизионных фильмов… Они все состояли из костяка блестящих редакторов, которые помогали формировать общественное мнение, помогали противостоять цензуре, а еще чаще помогали формулировать свои мысли, переживания, вообще что-либо формулировать. Редакторы проходили с нами путь от замысла до кинопроб, » – поделился своими воспоминаниями на пресс-конференции Александр Сокуров.
Главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус рассказала о том, какую животворящую функцию несет в себе работа киноредактора, с помощью которого осуществляется диалог между режиссером и киностудией, сценаристом и режиссером. Сейчас перед лабораторией поставлена задача научить молодых профессионалов работать с кинематографическим текстом. Любовь Аркус поведала несколько историй из собственного редакторского опыта, а также о том, что, к сожалению, в 1990-е годы профессия практически исчезла на киностудии, которая многие десятилетия отличалась высоким уровнем квалификации штата. В ослаблении такого важного звена кинематографического процесса и кроется одна из причин низкого уровня отечественных кино- и телефильмов.
На пресс-конференции также выступили ведущие московские редакторы и сценаристы, преподаватели Лаборатории Анна Гудкова и Анна Ефимова. Они признались, что с удовольствием будут передавать знания двенадцати участникам, прошедшим жесткий конкурсный отбор, и это поможет им работать с кинематографическим текстом.
В рамках презентации Лаборатории в кинотеатре “Ленфильм” прошел специальный показ первых самостоятельных работ выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете: “Легкая вина” Малики Мусаевой и “Сердечная недостаточность” Анзора Дохова. Александр Сокуров представил зрителям свою ученицу Малику Мусаеву и назвал ее дипломную работу достойной, сделанной человеком с большим художественным даром и интуицией.
«Кинотекст» — это редакторская лаборатория, задача которой научить молодежь работать с кинематографическим текстом. Сегодня в индустрии российского кино кадровый вопрос стоит особенно остро: в 1990-е годы профессия редактора практически исчезла. Отсутствие редакторского фильтра — одна из причин низкого уровня отечественных кино и телефильмов.
Главная цель Лаборатории «Кинотекст» — повышение уровня профессии редактора и российского кинематографа в целом. В отборе для курса лекций участвовали более 200 человек, но в итоге из них прошло только 12.
Курс лекций для 12 практикующих кинематографистов пройдет со 2 по 9 декабря на «Ленфильме». Обучение в Лаборатории бесплатное. В рамках программы участники прослушают курс лекций по истории, теории и практике редактуры, психологии работы с автором и сотрудниками кинокомпании, научатся взаимодействовать с творческим и административным коллективом кинокомпании, а также отработают навыки написания редакторских заключений на проекты. Главный предмет изучения — драматургическая основа фильма: сценарий и все, что связано с его созданием и разработкой.
Среди преподавателей курса: режиссер Борис Хлебников, сценаристы Петр Внуков и Юлия Лукшина, продюсеры Анна Гудкова и Анна Ефимова.
В рамках презентации Лаборатории в кинотеатре «Ленфильм» прошел специальный показ фильмов выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете: «Лёгкая вина» Малика Мусаева и «Сердечная недостаточность» Анзора Дохова. Этот показ открыл серию публичных мероприятий Лаборатории.