12 июля 1957 года на экраны вышел художественный фильм «Старик Хоттабыч» режиссера Геннадия Казанского.
Представляем вашему вниманию отрывок из воспоминаний дочери Казанского, Татьяны Геннадиевны, которая сорок лет проработала на «Ленфильме» монтажером и дружила со многими режиссерами.
О, МУДРЕЙШИЙ!
После ошеломляющего успеха фильма «Старик Хоттабыч» Геннадий Сергеевич сокрушался на страницах ленфильмовской газеты «Кадр»: «Об одном сожалею, что нам не дали, как мы просили, дополнительного времени на экспериментальный период, чтобы мы могли опробовать технику и спецэффекты, используемые в картине».
Фантастическая комедия по сказке Лазаря Лагина изобиловала чудесами. А воплощать их пришлось средствами и возможностями середины ХХ века – без современных спецэффектов и 3D-технологий.
«Ленфильм» с этой задачей справился. Хотя с самого начала все пошло не так. В картине снималось немало экзотических животных. Но лето 1956 года выдалось холодным. Киношники простаивали неделями то в Сочи, то в Москве, то в Ленинграде. Тигров, слонов и верблюдов просто боялись вывести на улицу – не дай бог, простудятся. Потом, чтобы нагнать время и вернуться в производственный график, съемочной группе пришлось поехать за цирком в Одессу, где тот гастролировал, и на ходу доснимать сцены. Незапланированная командировка полностью истощила бюджет. Так что было уже не до экспериментов.
Чудеса придумывали буквально на ходу. Например, во время сцены футбольного матча Хоттабыч, «сжалившись» над игроками, решает прислать каждому персональный мяч. Они дождем падают с неба. Эффекта добились очень легко. Просто спортсмены подкинули мячи в воздух. А заснятые кадры прокрутили в обратном порядке. Получилось, что мячи не взлетают, а падают.
Самая эффектная сцена – полет на ковре-самолете. Ее снимали в павильоне киностудии. Ковер расстелили перед экраном, на котором демонстрировали виды, снятые заранее с самолета. Ковер заставляли двигаться с помощью вентилятора. Сегодня это может показаться элементарным. Но до Казанского никто ничего подобного не делал.
Первая большая роль Николая Волкова сделала 55-летнего актера одним из самых востребованных в СССР. Фото: Архив “Ленфильма”
После премьеры «Старика Хоттабыча» ученики ленинградских школ – Алексей Литвинов, Лев Ковальчук и Гена Худяков, сыгравшие Вольку, Гогу и Женьку, – сразу стали знаменитыми по всей стране. Велось много разговоров о том, как ребятам удавалось одновременно сниматься и учиться. А съемки проходили летом, поэтому для мальчишек работа в кино, скорее, была наказанием, чем удовольствием. Их сверстники развлекались на каникулах, а они парились на съемочной площадке. В сентябре, когда группа снимала последние сцены в Одессе, мальчишек заставили посещать местную школу… Может, это разочарование и не позволило никому из юных героев «Старика Хоттабыча» связать свою жизнь с кино? В дальнейшем, работая инженерами, научными сотрудниками, они никому не говорили о своем кинопрошлом.
А вот Николай Волков, сыграв роль Хоттабыча, вытянул поистине счастливый билет. Фильм Казанского был одним из первых в кинокарьере к тому времени уже 55-летнего театрального актера. После «Хоттабыча» Волков снялся в пятидесяти фильмах.
На «Ленфильме» не принято рассказывать о пробах к тем или иным фильмам. Мало ли почему актер не подошел! Карточки в архивы часто даже не передавались. Но известно, кто пробовался на роль старика Хоттабыча: среди претендентов были Евгений Лебедев и Георгий Вицин. А Волкова нашли по фильму военного времени «Насреддин в Бухаре», где актер сыграл небольшую роль мудреца…
Весь материал вы сможете увидеть по ссылке