С 19 декабря по 9 января при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге в киноцентре «Ленфильм» пройдет выставка «Крис Маркер. До скорого, надеюсь». Это первая в Петербурге выставка работ французского режиссера, на которой будут представлены его фотографии, сделанные в Советском Союзе, и инсталляция Dialector, которая позволит поговорить с цифровым аватаром Маркера.
Выставка проходит в фойе кинотеатра «Ленфильма». Вход свободный.
Крис Маркер был не только режиссером, но и публицистом, писателем, путешественником, активистом — спектр его талантов и занятий широк. Одним из его призваний была фотография, которой он оставался верен всю жизнь. Маркер — автор самого известного фотофильма в истории («Взлетная полоса» / La jetée, 1962), но уже к моменту его выхода он объездил с фотокамерой почти весь мир, снимая для серии путеводителей Petite Planète и не только: например, одна из его самых растиражированных фотосерий — «Кореянки» — вышла отдельной книгой в Сеуле в 1959 году. Путешествия и изображения, две главные его страсти, были тесно связаны друг с другом.
Кажется, Маркер успел побывать буквально везде, но были страны, куда он возвращался чаще других, — среди них и Советский Союз. Не секрет, что Россия — царская, советская, постсоветская — особенно интересовала его, это видно по фильмам «Письмо из Сибири» (Lettre de Sibérie, 1957), «Было бы у меня четыре верблюда» (Si j’avais quatre dromadaires, 1967), «Поезд в пути» (Le train en marche, 1971), «Гробница Александра, или Последний большевик» (Le Tombeau d’Alexandre, 1993), «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» (Une journée d’Andreï Arsenevitch, 1999) и другим. В большинстве из них присутствуют кадры, снятые в разные годы Маркером в СССР, некоторые из которых представлены и на этой выставке.
Экспозиция составлена из фотографий, сделанных Крисом Маркером во время его поездок в Советский Союз в период с 1957 по 1971 год, хотя возвращался он сюда и позже. Часть из них имеет точную датировку, другие нет. Некоторые связаны с памятными вехами культурного диалога Советского Союза с другими странами — VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов 1957 года (оттуда снимок советского ветерана в окружении детей, например), приездом Аньес Варды и Жака Деми в СССР. Другие скорее напоминают антропологическое наблюдение за страной и ее жителями: на этих фотографиях лица кинематографистов и случайных прохожих, бытовые зарисовки и памятные моменты, имевшие значение лично для Маркера. Какие-то из этих снимков вошли в еще один его фотофильм — «Было бы у меня четыре верблюда», — другие никогда не публиковались и, возможно, никогда не предназначались для публикации. Из двух тысяч фотографий, сделанных Маркером во время его путешествий в Советский Союз и хранящихся в архиве Французской синематеки, мы смогли представить только 21. Конечно, эта выборка субъективна. Более того, в самом акте подобного выбора заключено насилие, которое, вероятно, сам Маркер не одобрил бы (и уж точно не приветствовал бы демонстрацию снимков, на которых изображен он сам). Но работа историков неизбежно сопряжена с таким насилием, и Крис Маркер знал это лучше многих.
Амбиция этой небольшой выставки довольно скромна — представить Криса Маркера одновременно как фотографа, путешественника и человека, небезразличного к России. Мы хотели показать, какими глазами он смотрел на эту страну, на что реагировал, что чаще всего попадало в его объектив. В центре нашего внимания были не фотографии, а взгляд фотографа, поэтому были отобраны в том числе снимки, не идеальные с композиционной точки зрения — для нас они важны в первую очередь как отпечатки его впечатлений.
Но новые миры Крис Маркер открывал для себя не только в других странах и культурах. Уже с 1980-х годов он начал активно интересоваться новыми технологиями и использовать их в своих работах. В своем знаменитом фильме «Без солнца» (Sans soleil, 1982) он пропустил отснятые на пленку кадры через видеосинтезатор, а вскоре после этого начал экспериментировать с компьютерными программами. С 1985 по 1989 в свободное от основной работы время Маркер разрабатывал чат-бота на Applesoft Basic, предвосхищая привычный сегодня формат общения с искусственным интеллектом. Получившегося виртуального собеседника с визуальными и звуковыми элементами он назвал Dialector, записал на дискеты и оставил друзьям, чтобы те могли общаться с цифровым аватаром Маркера, когда его самого нет рядом. Теперь эта возможность есть и у нас.
«До скорого, надеюсь» — заключительная фраза одноименного политического фильма Криса Маркера, с которого началась история группы «Медведкин». Эти же наполненные верой слова читаются в каждом снимке, фильме или компьютерной программе этого загадочного француза, который избегал публичности, но создавал пространство встречи своими произведениями.
Выставка проходит с 19 декабря по 9 января при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге.
Кураторы: Алексей Артамонов, Саша Ахмадщина, Евгения Звонкина, Дмитрий Фролов
Художник-экспозиционер: Полина Заславская
Координатор: Соня Гаспар
Технический директор: Евгений Семенов
Графический дизайн: Трофим Попов
Организаторы: Посольство Франции, Французский институт, киноцентр Ленфильм
Компьютер Apple II предоставлен музеем Яндекса