Празднование столетия Криса Маркера подходит к логическому завершению. На территории кафе «Кино» работает выставка «Крис Маркер, до скорого, надеюсь» при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге. Открытие прошло вместе с коллегами из института и участниками конференции о режиссере «Крис Маркер: отражения в зеркале российско-советской культуры» и гостями киноцентра. Выставка проходит с 19 декабря по 9 января.
Расписание оставшихся показов:
24 декабря, 20:30
Без солнца / Sans soleil
Крис Маркер, 1982, 100 мин. 18+
«Без солнца» — однозначно самая личная и многогранная картина Криса Маркера, в которой мысли о парадоксах памяти и логике исторического процесса переплетаются с частными наблюдениями и размышлениями о животных, видеоиграх, субкультурах и других привычных вещах. Фильм построен как серия писем кинооператора по имени Шандор Красна, которые были отправлены «из мира образов и видимостей» неизвестной женщине, читающей их за кадром. Визуальный ряд картины невероятно разнообразен и состоит из архивных материалов, фрагментов телешоу, цитат из классики мирового кино и философии. Но в основе фильма лежат документальные кадры, снятые самим Маркером в ходе многочисленных поездок к «двум крайним полюсам выживания»: Японии и Гвинеи-Бисау. Как упоминаемая в фильме японская придворная дама Сэй-Сенагон, он собирает образы, заставляющие сердце биться сильнее и приближающие нас к пониманию того, что сам он называет «головокружением времени»: в одной из частей этого невероятного эссе Маркер путешествует по локациям «Головокружения» Альфреда Хичкока — фильма, которым он был одержим. В «Без солнца» нет линейного повествования, это лирический коллаж, в котором благодаря одной монтажной склейке из футуристического Токио мы переносимся в маленькую африканскую страну, ставшую символом потерпевших крах революционных надежд, а оттуда в Исландию, где, держась за руки и смотря в камеру, по дороге движутся дети — олицетворение счастья. Этот фильм лучше любого другого смог показать отношения, в которых находятся память и изображения, а также то, почему воспоминания — всегда шрамы на теле истории, неважно, личной или общественной.
Тайна Кумико / Le mystère Koumiko
Крис Маркер, 1965, 46 мин. 18+
История японской девушки Кумико, которую режиссёр встретил в 1964-ом году на Олимпиаде в Токио. Фильм состоит из их разговоров и зарисовок о Японии. Маркер вглядывается в эту красивую и загадочную японку и задает ей вопросы о жизни, о чувстве красоты, о роли насилия в японской культуре, о том, как её затрагивает всё происходящее в мире, а она даёт ему неуловимые ответы на своеобразном японском французском.
25 декабря, 16:30
Пятый уровень / Level Five
Крис Маркер, 1996, 106 мин. 18+
Прощай, кино / Ouvroir the Movie
Крис Маркер, Макс Мосвитцер, 2009, 30 мин. 18+
Заключительный сеанс ретроспективы Криса Маркера посвящен его неустанному интересу к новым технологиям, которые он активно использовал в своих работах. Так, в 1982-м году в «Без солнца» он пропустил отснятые на пленку кадры через видеосинтезатор, а в 1990-м активно использовал компьютерные программы для своей инсталляции Zapping Zone в Центре Помпиду. Именно компьютер, а точнее компьютерная игра, оказывается в центре его фильма «Пятый уровень». Французская программистка Лаура получает в наследство сложный квест о битве за Окинаву — последнем противостоянии между США и Японией во время Второй мировой войны перед сбросом бомб на Хиросиму и Нагасаки. Чтобы добраться до заключительного пятого уровня, она путешествует по интернету в поисках недостающей информации и берет интервью у экспертов и свидетелей. Постепенное выяснение обстоятельств этого забытого исторического эпизода, ставящего человечество перед лицом вытесненной коллективной травмы, заставляет Лауру переосмыслить многие вещи. Этот фильм — не только антивоенное высказывание, но и размышление об изменении природы памяти и социальных связей под воздействием цифровых технологий.
В конце своего жизненного пути Маркер все активнее погружался в сетевую культуру, завел свой канал на Youtube (Kosinki) и посвятил себя многопользовательской игре Second Life. Этот прототип социальных сетей стал для него одновременно домом и художественным музеем, в котором его собственные работы — такие, как двухмерный аналог инсталляции Zapping Zone, — соседствуют с произведениями любимых авторов. Свой аккаунт в Second Life он назвал словом Ouvroir [ателье, мастерская — фр.], которое по-французски звучит как прощание — au revoir. Один из своих последних фильмов он создал при участии программиста Макса Мосвитцера внутри этой цифровой мастерской и назвал Ouvroir the Movie, прощаясь в том числе и с самим устаревшим медиумом кино. Даже на позднем этапе своей жизни Маркер оставался в авангарде технического и художественного процесса. Подобная чувствительность к стремительно меняющимся медиа навсегда вписала его в историю искусства как новатора, для которого техника была, в первую очередь, средством стимуляции воображения.
Фильмы демонстрируются на французском и английском языках с русскими субтитрами.
Билеты уже можно приобрести на сайте киностудии «Ленфильм».
Уважаемые посетители, на входе в кинотеатр будет произведена проверка QR-кодов, подтверждающих вакцинацию. Просьба приходить на сеанс заранее.