О тайнах культовых фильмов корреспондентам «Российской газеты» рассказали в цехе подготовки съемок «Ленфильма». В этих закромах киностудии хранятся реквизиты для любого времени и сюжета.
Киркоров и «Золушка»
Оказывается, костюм-чешуя Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия» сделан из кинопленки. А ледяной пол в тронном зале «Снежной королевы» сыграли зеркала. На троне короля из «Золушки» посидело много звезд в других фильмах, и последним – Филипп Киркоров. Узнали мы и тайну «Собачьего сердца».
Динозавр и кролик
Начали мы с общедоступных помещений, в которые можно попасть в ходе экскурсий. Выставка реквизита и костюмов. Что можно увидеть сейчас? Много что. Но наш выбор – костюмы-комбинезоны Ихтиандра.
Их два. У одного чешуя переливается, у другого – нет. Потускнела за 55 лет. Но почему у одного? В чем секрет? Раскрыла его нам Елизавета Пахомова, начальник цеха, проработавшая на киностудии 40 лет. Ее по праву называют царицей реквизита.
«Оба костюма уникальны, их не повторить, – рассказывает Елизавета Алексеевна. – Основа – особая, практически секретная, ткань: и теплая с шерстяной ниткой, и тянущаяся одновременно. Такую выпускали для военно-промышленного комплекса в советской Прибалтике. Сшили. Но, когда полили водой – не сверкает он так, как должна чешуя».
Второй костюм – результат мозгового штурма съемочной группы. Оператор-постановщик Эдуард Розовский предложил сделать чешую из отмытой кинопленки. Получилось отлично.
В другой витрине – всякие там пузырьки и прочее медицинское из «Собачьего сердца». И скелет маленького динозавра, украшавшего кабинет профессора Преображенского.
- Откуда динозавра взяли? – спрашиваем мы.
- Все об этом спрашивают! Не динозавр это. Кролик. Обыкновенный кролик, кости специально обработаны. Покупали, и недешево, в магазине, где медицинскими пособиями торгуют, – призналась Елизавета Алексеевна.
Дубли для костюмов
Знаете, какую площадь занимает костюмерная? Три этажа. 200 тысяч единиц хранения, то есть 200 тысяч предметов одежды. Один этаж – для прекрасных дам, другой – для мужчин, на третьем – военная форма. Посторонних сюда не пускают.
Назначение некоторых современному человеку неизвестно. Например, деревянные доски с вырубленными поперечными желобками. Рубель называется. Еще в прошлом веке рубель использовался и для стирки, и для глажки, и даже в качестве музыкального инструмента. В деревнях на них деревянными ложками музицировали.
Кстати, часть предметов сами же служащие добывают из разных источников, потому что не могут пройти мимо. Так, например, недавно реквизитор Ирина Сосновская съездила к родственникам в белорусское село, увидела там прялку, упросила подарить «Ленфильму». Подарили.
Корреспондент «РГ» тоже пришла на киностудию не с пустыми руками. Подарили зимнее советское, на классическом ватине, голубое пальто. Оно в стиле зима-сказка – с отделкой из белого искусственного меха. Но можно преобразить в шанхайского барса.
Попался нам на глаза удивительный ящик с пустыми, но запаянными консервными банками. Специально для съемок такие делают. А этикетки тоже сами создают. Хоть крабов нарисуют, хоть тушенку из госрезерва. А уж сколько здесь Дедов Морозов, Снегурочек, гирлянд и шариков – сосчитать невозможно.
Напоследок нам показали новогодний раритет: эскизы художника Бориса Бурмистрова к фильму «Снежная королева». Логово разбойников, заснеженная городская улица, по которой едут сани со Снежной королевой, тронный зал ее королевского величества, где остроконечные глыбы льда-стены отражаются в глади льда зала. Все это воплощено в фильме.
Источник: Российская газета