В этом году юбилей отмечает художник по реквизиту Елена Климутко.
В ее активе множество кинопроектов: «Орнамент», «Кулагер», «Тишина», «Анна Каренина», «Трудно быть Богом», «Идиот», «Брежнев», «Космос как предчувствие», «Матильда» и др. Она сотрудничала со многими известными режиссерами: Алексеем Учителем, Сергеем Снежкиным, Владимиром Бортко, Владимиром Койфманом, Евгением Ивановым… Накануне юбилея мы побеседовали с Еленой. И вот что следует знать в первую очередь: профессиональный реквизитор – не молодой студент на подработке, а высококлассный специалист, формирующийся в течение многих лет.
− Как вы стали художником-реквизитором?
− Все прозаично. Художник – моя профессия, я окончила Московское художественное училище. Потом Алма-Атинский КазПИ (ныне − Казахский национальный педагогический университет имени Абая. – Прим. ред.), художественно-графический факультет.
В кино я пришла после училища в 1980 году, на «Казахфильм» бутафоромдекоратором, а через полгода художник-постановщик Абдрашит Сыдыханов пригласил меня на картину «Орнамент» в качестве художника по костюмам. Это моя первая картина, очень трогательный фильм о любви.
На «Казахфильме» вышло три полнометражных фильма, где я была художником по костюмам.
Потом поступила в институт; по окончании занималась творчеством, преподавала. Думала, что не вернусь в кино, но… как говорится, не забывайте о неожиданных поворотах судьбы…
В начале девяностых пришла на «Ленфильм». Тогда снималась американская картина «Анна Каренина» с Софи Марсо, моя мама работала на ней реквизитором. Попросила помочь, и… кино затянуло уже окончательно. Хотя кроме кино занимаюсь творчеством в своей мастерской, я еще член Союза художников. А когда Володя Светозаров предложил преподавать на кафедре киноискусств в СПбГУ для художников-постановщиков, с большим энтузиазмом взялась, даже написала авторскую программу «Реквизит в кино». Коллективное творчество в кино − достаточно сложный процесс; я выбрала нишу, где мне комфортно и интересно.
− Сейчас вы не работаете на «Ленфильме». Кинопроектами продолжаете заниматься?
− Я ушла с «Ленфильма» в 2013 году, это был непростой для меня шаг. Как-то вечером позвонила Вера Евгеньевна Зелинская (глубокоуважаемый мною художник). Cказала, что Алексей Ефимович Учитель запустился с «Матильдой», и пригласила пойти работать с ней, заметив, что «Ленфильм» не спасу ни я, ни она, и, чем наблюдать за развалом студии, лучше делать кино. Конечно, я согласилась не раздумывая.
− В чем особенность профессии реквизитора?
− Перечень должностных обязанностей велик, начиная с полной материальной ответственности и заканчивая знанием истории быта всех времен и народов. И, конечно же, большая работа в подготовительный и съемочный период. Главное — это хорошая команда, когда все дышат одним воздухом. Сейчас непросто работать: ритм, сроки − все так уплотнилось, только успевай поворачиваться… Но девиз реквизитора – «Возможность невозможного».
− С кем сложнее работать − с требовательными режиссерами или теми, кто позволяет действовать самостоятельно, доверяя вашему профессионализму и выбору?
− Я бы сказала так: интересно работать с теми режиссерами, которые знают, чего хотят. Есть сложнейшие сценарии и есть сложные режиссеры. Главное − быть с ними на одной волне, и тогда все складывается.
− Какие работы вам запомнились?
− Каждый фильм — это маленькая жизнь, прожитая в XVIII, XIX веке или в девяностые двадцатого. Если тебе удалось воплотить в жизнь идеи режиссера, ты счастлив. Кино — это космос, и когда звезды сходятся, чего можно еще желать?
− Наверное, у вас накопилось немало занимательных историй из мира вещей?
− Мир вещей в кино — это как тайны фокусника. Ну, например, сделать фонограф работающий, чтобы записывал на восковой валик звук («Формула преступления»), или шприц, которым брали кровь из вены Фишель («Матильда»). Его сделали из трех стеклянных шприцев-резервуаров. С одной огромной иглой и одним поршнем. Очень, надо сказать, получился устрашающий вид, но был красив!
В историческом кино игровой реквизит практически весь придумывается и изготавливается.
Сейчас много новых технологий, материалов и всего того, что для реквизита просто мечта.
− Рецензенты нередко критикуют исторические фильмы как раз по той причине, о которой вы уже говорили: это несоответствие деталей эпохе. В ваш адрес звучали такие замечания?
− Всегда есть категория людей, критикующих все, что бы ты ни сделал, хорошо или плохо. Как художник, могу сказать: когда вижу, что в моей картине, написанной какое-то время назад, что-то не то, могу исправить и переписать − все зависит только от меня. В кино все сложнее: здесь много составляющих, много не всегда зависящих только от тебя вещей. Думаю, художник в игровом кино имеет право на интерпретацию. Придумать так, чтобы зритель поверил.
Конечно, не стоит на стол Петру I ставить посуду в стиле модерн — это однозначно.
Часто одна сцена снимается в разное время: начало сегодня, а конец через месяц. Безусловно, можно заметить некоторые изменения в расстановке предметов. Мы максимально стараемся, чтоб ляпов не было. Реквизитор должен неусыпно следить за перестановкой реквизита в кадре.
В зарубежном кино ляпы также встречаются, и очень часто. Но что-то критики в ту сторону мало смотрят, все больше нас ругают.
− Насколько сложно найти реквизиты пятидесятых-шестидесятых годов?
− На «Ленфильме» собрана огромная коллекция реквизита, пока это наша основная база. Надо низко поклониться тетушкам, беззаветно верящим в победу в Великой Отечественной войне. Только сняли блокаду Ленинграда, а они, холодные и голодные, стали проводить инвентаризацию и формировать склады реквизита. На многих вещах еще сохранились инвентарные номера, датированные 1944 годом! Хорошо, если бы об этом помнили нынешние коллеги по цеху
Сейчас есть разные платформы; например, Avito очень выручает.
− Вы продолжаете сотрудничать с «Ленфильмом»?
− Конечно. Для каждого фильма я нахожу там то, что мне нужно.
− А свои вещи Вы приносите на фильм?
− И вещи, и мебель (лишь бы домашние не заподозрили!). Даже мой кот Пуша как-то снялся в роли кота-зятька в фильме «Именины». Но это один раз было – я жалею своих детей и животных!
А с Пушей была безвыходная ситуация: режиссер накануне вечером сообщил, что хочет черного кота. Не могли найти; пришлось признаться, что у меня есть. Съемки проходили зимой, ночью, в лесу… Я сидела под штативом камеры, чтобы в случае чего поймать кота, если он со страха побежит в лес. Иначе домой мне возвращаться было бы нельзя.
− В каких условиях вам комфортнее: там, где декорации на натуре или в павильоне?
− Во всем есть своя прелесть. В павильоне простор, комфорт для реквизитора. Во дворцах повышенная осторожность и запреты, но ты чувствуешь себя по-особому: есть энергия, люблю там работать. На натуре дышится легко и свободно, если в дворцовом парке или на Черном море в Крыму.
Главное, чтобы не минус двадцать и не проливной дождь, а ты в окопе с солдатами и крысами.
− С реквизиторами тоже согласовывают натуру?
− С реквизиторами натуру не согласовывают, это не наш уровень. Администрация всегда помогает договориться на объекте, чтобы нам дали, например, на съемки посуду, если это кафе. Хорошо, когда входишь в объект, где можно пользоваться мебелью, например. Здесь многое зависит от профессионализма художника-постановщика. Хотя обживать любой объект все равно необходимо, чтобы зритель поверил: там обитают герои данной картины. Всегда что-то добавляешь, переставляешь… В «реквизитвагене», как мы шутим, всегда есть все − от гвоздя до танка.
Люблю смотреть иностранные сериалы. За сюжетом порой не слежу, смотрю на «картинку». Как у них реквизит работает! Есть чему поучиться!
Художник Володя Светозаров рассказывал, как его учили. Если снимается в сцене старик и он сидит за столом и пишет завещание, реквизитор обязательно должен положить на столешницу склянку с лекарством, еще какие-то вещицы. Потому что, когда актер будет «обживаться» перед съемкой, он обязательно осмотрится, а там стоит лекарство и он уже будет представлять, что стар и болен. Ну, как-то так…
− Как вы планируете отмечать юбилей?
− Никаких планов нет. В кругу семьи и с друзьями. Надеюсь, все соберемся и отлично проведем время.
− Что посоветуете молодым, которые хотят стать профессиональными художниками-реквизиторами?
− Главное – кураж в работе. Учиться у старших. Преемственность поколений – это важно. Мы тоже были молодыми и неопытными. С благодарностью вспоминаю своих учителей. Павел Зальцман, художник-постановщик «Казахфильма»; это был человечище! В 1942 году эвакуировался с «Ленфильмом» в Алма-Ату. Там и трудился потом всю жизнь, создавая «Казахфильм».
Второй режиссер Аэлита Александровна Гусс, потрясающая женщина; девочкой пришла к Эйзенштейну, работала костюмером. Сколько же в тех киношниках было жизнелюбия, веры в свое дело, безграничной любви к кино! Хочу пожелать молодому поколению встречать на своем пути замечательных людей как можно больше. И, конечно же, учиться! Кажется, что все легко и просто. Но кино требует больших энергетических, физических и умственных затрат. Иногда после проекта ты, как выжатый лимон, неделями в себя приходишь. А бывает, что летаешь, полный сил и желаний. Так что побольше вам, друзья, хороших, интересных проектов!
Беседу вел Артемий Аграфенин
Фото из личного архива
Елены Климутко