Поделиться новостью —

Читайте также

16 Ноября 2024

Премьера и повторный прокат «Чапаева» в качестве 4К

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

К списку новостей

«Король Лир» на «Ленфильме»

14 Апреля 2022

Король Лир со своей свитой и дочерьми расположился в «Зале под колоннами» Культурно-выставочного центра киностудии «Ленфильм». Теперь с экскурсией можно увидеть уникальные костюмы из фильма Григория Козинцева, премьера которого состоялась в 1971 году.

Заказать экскурсию можно по телефону +7 (981) 720-52-09 с 11 до 19:00, а подробнее узнать о фильме, и даже посмотреть можно прямо сейчас.

Фильм снят по одноименной трагедии Шекспира. Король Лир на склоне лет решает удалиться от дел и разделить свое королевство между тремя дочерями. Чтобы определить, кому отдать большую долю, а кому меньшую, Лир просит дочерей сказать, как сильно они его любят. Старшие – Гонерилья и Регана – лживо льстят отцу, а младшая Корделия отказывается от каких-либо речей, заявляя, что ее любовь выше любых слов. Разгневанный Лир отрекается от младшей дочери и делит королевство между Гонерильей и Реганой. Но в итоге, дочери выгоняют старика из замка. Оказавшись нищим, гонимым и убогим, экс-король испытал на себе всю тяжесть унижения и той несправедливости, которую творил некогда сам…

В фильме сыграл великолепный актерский состав: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Донатас Банионис,Карлис Себрис, Леонхард Мерзин, Регимантас Адомайтис, Владимир Емельянов, Александр Вокач, Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Роман Громадский, Антс Лаутер, Игнат Лейрер, Ольгерт Шалконис.

Григорий Козинцев – классик «Ленфильма» и советского кино. В 1964 году он снял «Гамлета» – масштабную кинокартину, которая произвела фурор во всем мире. Когда режиссер приступил к работе над «Королем Лиром», от него ждали новый шедевр. И Козинцев оправдал ожидания. Газета «Нью-Йорк таймс» писала в те годы: «Козинцев… нечто большее, нежели режиссер, одаренный воображением. За его исследованием виден долгий путь мышления, отданного Шекспиру. Эту старинную трагедию ставили множество раз, однако эта – одна из самых живых».

Любопытно, что одновременно с Козинцевым свою версию «Короля Лира» снимал британский режиссер Питер Брук. На роль Лира он пригласил могучего Пола Скофилда. А советский режиссер видел другой образ.

Выбор короля был долгим и мучительным. Козинцев отсмотрел многих актеров. Первоначально планировали задействовать Ярвета в крошечной роли бродяги. Увидев его пробы, Козинцев потребовал немедленно вызвать актера, жившего в Таллине, на «Ленфильм». Директор съемочной группы сетовал: «Только деньги зря потратим на билет». И сам Ярвет не очень-то верил в свою удачу: «Я тогда думал: Ленинград красивый город; кроме того, хотелось купить апельсины для детей; кажется, их там продают. Отчего не приехать?»

Но все «срослось». В итоге Ярвет сыграл одну из лучших ролей в нашем кино.

«…Когда режиссер пробует актера, то это не простой, а сложный психологический процесс, – объяснял свое решение Козинцев. – Вот и с Юри Ярветом так. Духовный мир этого артиста показался мне привлекательным. Он одинаково силен и в юморе, я бы сказал, сложном юморе, граничащем порой с гротеском. Короля Лира может сыграть актер, как личность, непохожая ни на кого другого».

Козинцев всегда был парадоксален в выборе исполнителей. Но время показало, что он всегда оказывался прав. В «Короле Лире» герцога Олбенского сыграл уже известный благодаря фильму «Мертвый сезон» Донатос Банионис. А роль Реганы исполнила Галина Волчек.

«Ну, какая она Регана, – внушали Козинцеву со всех сторон. – Нашли красавицу!». Мол, фактура у артистки грубая, даже грим не спасет… Но Волчек в картине великолепна. Она сыграла даже «постельную сцену» – на каменном полу. Критики с восторгом описывали: «Ее мокрое лицо изображало страсть, за которой стояли непредусмотренные шекспировским текстом – неловкость, стыд, неудобство, холод каменного пола, который пробирал до костей, и, вместе с тем, желание добиться небанальности в кадре».

Только одного актера Козинцев утвердил сразу и без проб – Олега Даля на роль шута. Между ними возникли какие-то удивительное доверие и взаимопонимание. Сдержанный в обычной жизни Козинцев моментально вскипал, когда видел на съемочной площадке расхлябанность или равнодушие. Единственный, кому прощались все срывы, был Олег Даль. Даже когда актер сорвал одну из последних, труднейших съемок, Козинцев взял вину на себя. Вдова режиссера, Валентина Георгиевна, вспоминала, что Козинцев тогда объяснил: «Мне его жаль. Он – не жилец». Как все великие Козинцев оказался пророком…

В поисках натуры съемочная группа исколесила весь Советский Союз. Окончательный выбор пал на крепость в Ивангороде, которая и стала основной площадкой «Короля Лира». В периметре крепости выстроили целый средневековый город Глостер с замком, улочками, ратушей, конюшней на 30 лошадей. В фильме преобладают натурные съемки, и не только в Ивангороде. Облака сцены бури были сняты в Паланге, а зверей – под Новосибирском. Павильон использовался только для нескольких сцен.

Во время съемок случались и казусы. «Два экземпляра бутафорской кареты (один запасной) с огромными предосторожностями привезли из Ленинграда. Но при въезде в Ивангородскую крепость обе кареты были смяты низким сводом ворот. Их отправили в ремонт на нарвскую мебельную фабрику. На другой день и там случилась авария, в результате которой от карет осталась кучка обломков. Но местные матера заново сделали настоящую «лировскую» карету»», – рассказали участники съемок.

Советский фильм «Король Лир» считается одной из лучших экранизаций этой трагедии Шекспира, который, к слову, во всем мире было не меньше десятка. В Музее «Ленфильма» выставлены призы и награды студии. Один из самых эффектных – «Золотая статуэтка крылатого тура» – Гран-при крупного международного кинофестиваля в Тегеране, тогда еще светского Ирана. Там же Ярвет получил приз за лучшую роль. За «Короля Лира» Григорий Козинцев был отмечен престижными наградами на международных кинофестивалях в Чикаго и Милане.