Поделиться новостью —

Читайте также

16 Ноября 2024

Премьера и повторный прокат «Чапаева» в качестве 4К

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

К списку новостей

Владимир Торопчин: «Для меня главное – идея»

06 Апреля 2022

Не так давно свой юбилей отметил режиссер-аниматор Владимир Торопчин. Его смело можно назвать счастливчиком. Однажды он поверил своей детской мечте, и она воплотилась в жизнь.

Владимир Иванович стоял у истоков знаменитой киностудии «Мельница», принимал участие в создании мультэпопеи о трех богатырях, был режиссером-аниматором «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника», «Ивана Царевича и Серого Волка» и др. Работа режиссера-аниматора занимает все его время без остатка. Тем не менее, Владимир Иванович нашел время дать нам интервью, а мы со своей стороны с удовольствием опубликуем материал сегодня – 6 апреля – во Всемирный день мультфильмов.

− Есть замечательный советский мультфильм, которому уже больше полувека, − «Мы ищем кляксу». Дети пришли в гости к художнику посмотреть его рисунки и случайно разлили чернила. Клякса вдруг ожила и убежала. Чтобы ее поймать, художник отправил в погоню за ней нарисованных двойников детей у него в гостях. А когда, пережив множество приключений, они вернулись, спросили: «Вы, наверное, волшебник?» На что получили ответ: «Нет, я не волшебник, я – художник-мультипликатор»… Мультфильмы, или как сейчас чаще принято говорить, анимационные фильмы, любят все. Но далеко не все знают, как становятся художниками-аниматорами…

− В детстве я тоже очень любил мультфильмы. Но в провинциальном городке Боровичи Новгородской области, где я родился и рос, мечта стать мультипликатором выглядела даже более фантастичной, чем, допустим, стать космонавтом. Практически недосягаемое желание…

Потом наша семья переехала в Прибалтику. Сразу после восьмого класса пошел работать, а на досуге много рисовал. Копировал, что нравилось, − например, карикатуры из журнала «Крокодил». В классе считали, что получалось неплохо. Рисовал стенгазеты. На этом все мое художественное образование и заканчивалось. После армии ходил в моря матросом рыболовного флота, рейсы в Атлантику были на полгода.

Но все-таки однажды я задумался: а что дальше? Была мысль пойти куда-то по морской профессии, но сложилось так, что я переехал в Ленинград и пошел на стройку. В бригаде отношения сложились хорошие, круг моего общения значительно расширился. У ребят были знакомые, среди которых такие же, как я, увлеченные рисованием. Благодаря им я стал ходить в изостудию. В то время начали создаваться независимые киностудии. В киностудии «Троицкий мост» открылась вакансия художника. И тут, не имея никакой должной подготовки и даже представления, что требуется, я рискнул и отправил на рассмотрение несколько своих работ.

Ответ пришел. Письмо было разбором полетов; меня разгромили в пух и прах, но в конце была приписка: «Несмотря на все вышесказанное, по Вашим работам виден Ваш потенциал. Мы готовы с Вами сотрудничать, приходите по такому-то адресу». Студия базировалась на «Ленфильме», и я начал заниматься диафильмами. На них тренировался и зарабатывал, но понимал, что долго так продолжаться не может. Естественно, эпоха диафильмов очень быстро прошла. Но возникла другая студия – «Панорама». Я пошел туда, чтобы хоть как-то устроиться, выполнил все тестовые задания и попал на курс аниматоров. Учился вместе с Денисом Черновым, Джангиром Сулеймановым и другими известными сегодня аниматорами. А закончилось все это рождением студии «Мельница». Собственно, там я с самого ее основания, с первого проекта. Прошел все стадии: работал несколько лет аниматором, ведущим аниматором, режиссером компьютерной графики, анимации «Мельница» по своим же фильмам («Карлик Нос», «Алеша Попович…») также создавала компьютерные игры совместно с компанией «1С».

Через какое-то время предложили попробовать в качестве режиссера-постановщика. Мой дебютный фильм − «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Дальше пошло: «Иван Царевич и Серый Волк», «Иван Царевич и Серый Волк-2», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»…

Киностудия «Мельница» возникла практически из ничего благодаря энтузиазму многих людей в тяжелейшую эпоху. В первую очередь это основатель студии Александр Боярский, звукорежиссер Владимир Голоунин, режиссер Сергей Глезин, композитор Валентин Васенков. Наверное, можно сказать, что это была авантюра, но она привела к успеху. Когда вышел первый фильм «Карлик Нос», многие даже не поняли, что это отечественный мультик, думали, что «Дисней». Помимо всем известных трех богатырей, «Мельница» делала сериалы «Лунтик», «Барбоскины», «Крепость», которую считаю одним из лучших фильмов, который незаслуженно мало кто видел.

− Чем отличается работа аниматора от работы ведущего аниматора?

− Художник-аниматор – примерно то же самое, что актер в игровом кино. Причем он должен чувствовать физику тела, уметь «играть» не только живых персонажей, но и неодушевленные предметы. Допустим, падает пушечное ядро или мячик. Эти объекты должны «вести себя» по-разному. И на мой взгляд, актерская сущность в аниматоре – самое важное. Все остальное – умение рисовать, владеть программами – это средство, всего лишь инструмент для того, чтобы выразить роль.
Ведущий аниматор выполняет более сложные задачи. Например, создает аниматику. Это как бы макет фильма с раскадровками различных сцен.

Основная задача ведущего аниматора – работа с художниками, то есть выдать им сцену, объяснить, как и что должно происходить. Эти указания он в свою очередь получает от режиссера, по каждой сцене. Потом необходимо принять у аниматоров сцену, посмотреть, как она выглядит, помочь, подправить что-то, найти ошибки и неточности.

−А режиссер-аниматор? Он же должен не только рисовать, но и руководить всем, участвовать в создании сценария, что-то придумывать?

− Конечно, у режиссера-аниматора огромное количество обязанностей. Но начинается все со стадии сценария. В отличие от игрового кино, в котором сценарий все-таки не всегда подвергается большим переделкам во время съемок, в анимации сценарий, как правило, переписывается в ходе работы постоянно, ведь то, что написано, на экране может выглядеть не очень интересно. Задача режиссера − все представить, увидеть. На этом этапе много сомнений и даже разочарований. Вроде как и правильно все, но почему-то не захватывает. Поэтому постоянно нужно держать в уме того, кто будет смотреть на происходящее глазами из зала. В первую очередь о зрителе нужно думать.

− Когда вы приступали к работе над дебютным фильмом «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Илья Муромец уже был придуман и отрисован или вы его вводили и создавали, как говорится, с нуля?

− Был сценарий, на его основе разрабатывались персонажи. Над этим работало несколько человек. Иногда, бывало, по студии кидался клич: все, кто хочет, могут предложить свои варианты или наброски.

Персонажа крутят-вертят, меняют, модифицируют. Облик Ильи Муромца, если не ошибаюсь, придумал Олег Маркелов; он потом был художником-постановщиком на многих фильмах.

Впрочем, сложность на Илье Муромце была другая: изначально в фильме отсутствовали яркие комедийные персонажи. Конечно, они были, но этого казалось недостаточно на фоне такого брутала, как Илья Муромец. Мы же понимаем, что он не может быть смешным. На чем держать комедийную часть, комедийную составляющую?

Я тогда здорово поломал голову над персонажами. Снова и снова перечитывал сценарий, и до меня дошло, что князь киевский, изображенный недалеким, даже совершенным глупцом, должен быть другим. Для меня он вдруг стал выросшим избалованным, капризным, невоспитанным ребенком, но при этом по-своему хорошим человеком. Да, он лукавый, но не подлый и не трус. Опираясь на это, мы стали по-новому выстраивать образ. Например, финальная сцена битвы. Князь как может, как умеет, сражается. А как такой персонаж может сражаться? Отсюда эти действия, когда ему удается вилкой задержать меч. А дальше он должен был совершить что-то. И тут мне в голову пришло: пусть от растерянности совершенно по-детски плюнет в лицо противнику. Соответственно, ситуацию стали развивать. А противник? Он ожидал драки, а тут ему в лицо плюнули… И все складывается, как и должно быть в сказке. Обиделся противник: не играю я с тобой больше! Бросает меч, идет плакать, униженный. То есть у нас стал получаться очень обаятельный персонаж. Аниматоры его очень полюбили, говорили: «Наш князюшка». Ну, и появилась настоящая «звезда» − после этого в каждой серии о богатырях он на первых ролях.

− А потом был «Иван Царевич и Серый Волк»?

− Целый цикл «Иван Царевичей и Серых Волков», два из которых сделал я.

Обнаружил в себе такое свойство – я привязываюсь к персонажам, которых создаю. После работы над Ильей Муромцем все персонажи стали мне такими близкими, словно были живыми. То же самое произошло и на первом «Иване Царевиче». И когда завершили картину, я задумался: а что дальше? Обычно все сказки заканчиваются так: герои сыграли свадьбу, жили долго и счастливо. А на самом деле две очень разных личности. Василиса – вся такая возвышенная, с двумя высшими образованиями. Иван – простой парень, как говорят, «от сохи»… Мне очень захотелось разобраться: как же они жили долго и счастливо? В реальной жизни, когда люди поженились, начинаются всевозможные разногласия и притирки. История для меня не закончилась. Начал делать какие-то сценарные наброски. И было принято решение делать продолжение Ивана Царевича.

С Александром Боярским стали писать сценарий. Писали, писали… Я сочинял, отдавал ему, он смотрел, что-то вычеркивал, что-то дописывал. Потом отдавал мне: я что-то у него вычеркивал. Собирались, обсуждали, каждый объяснял свою позицию. Когда половина сценария была более-менее готова, я занялся производством фильма. Александр продолжал дописывать сценарий, и все последующие изменения я уже делал прямо в виде анимации. Некоторые моменты возникали спонтанно. Например, полет на ядре на Луну под «Лунную сонату» – этого в сценарии не было.

− На киностудии «Мельница» вы создали много мультфильмов. И все же однажды со студии ушли…

− Просто наступил такой этап: много лет на одном месте, и какая-то усталость, что ли, накопилась. Со студии «Мельница» ушел на вольные хлеба. На самом деле быть режиссером-аниматором полного метра психологически тяжело. Я стал брать проекты на «Союзмультфильме». Работал над «Простоквашино» сначала, как аниматор, потом как режиссер аниматики. Сделал серию «Неудобные соседи», где семья дяди Федора ищет место для строительства дома, а когда наконец место выбрали, оказалось, что по соседству живут пчелы. И дядя Федор, кот Матроскин и Шарик стали думать, как от них избавиться…

Сейчас продолжаю сотрудничество с «Союзмультфильмом» − недавно взял фильм в сериале «Умка». Сроки жесткие плюс обязательства по другим проектам, поэтому рабочий день начинается от подушки до утра. С постели поднялся – за компьютер, в четыре часа ночи спать лег.

− Какой ваш любимый мультфильм?

− Их много. Начиная от моего самого любимого советского «Винни Пуха» и заканчивая фильмами японского режиссера Хаяо Миядзаки и американской студии Pixar.

Могу бесконечно пересматривать «Смешариков». Великолепный сериал, прекраснейшие персонажи, замечательная выраженность характеров – всё.

− А в каком стиле вам нравится рисовать?

− Мне не очень нравится в анимации какой-то гиперреализм. Рисовать аниме мне, наверное, было бы не очень интересно. Люблю гротескный стиль. Мне близко то, что делала студия Александра Татарского «Пилот». Прекрасен анимационный сериал «Следствие ведут Колобки».

На самом деле для меня главное − идея; стиль должен быть таким, чтобы наилучшим образом выражать идею, мысль, атмосферу.

Часто, когда мне нравится какая-то картинка, я стараюсь ее сохранить в своем компьютере, чтобы внимательно рассмотреть, изучить. Авторами могут быть совершенно разные по стилистике художники. А когда что-то нравится, хочется повторить, и я сижу, копирую. Но это не значит, что стремлюсь принять тот или иной стиль.

− Что вы можете посоветовать тем, кто хочет заняться анимацией?

− Во-первых, сначала нужно понять, что такое анимация. Для многих мультипликация и создание фильмов – это достаточно веселое и радостное занятие. На самом деле это очень тяжелый, драматичный труд. Я всегда с удовольствием брался помогать тем, кто учился, делать анимацию, бесплатно давал частные уроки, но когда люди понимали, что это на самом деле, они просто исчезали и больше не появлялись. Так что прежде, чем куда-то рваться, нужно сначала это изучить.

Во-вторых, когда вы все поняли об анимации и вас это не оттолкнуло… Тогда просто верьте в себя и, ни в чем не сомневаясь, двигайтесь по этому пути. Сейчас много литературы для изучения предмета, много студий и масса возможностей.