В 1947 году началось триумфальное шествие ленфильмовской картины «Золушка» по планете. В СССР картина вышла на экраны в 1947-м, в первый год ее посмотрели более 18 миллионов человек.
А затем фильм начали покупать в европейских странах, весной 1948-го советская Золушка с успехом была показана на родине Шарля Перро – во Франции. Всюду ее встречали восторженно. Вот что писали европейские газеты: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Или еще: «Мы знали ее или считали, что знали, и все же мы открываем много нового… И это именно она – Золушка из наших детских сновидений».
Специально для Жеймо
«Золушка» – один из наших фильмов Победы. Пережив страшную войну, люди верили в светлое, сказочное будущее.
Замысел картины пришел в 1944 году. Режиссер Надежда Кошеверова возвращалась из эвакуации и встретила в Москве Янину Жеймо. Актриса сидела в уголке, маленькая и растерянная. И тогда Кошеверовой пришло в голову: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»
В судьбе Жеймо много трагического. Во время эвакуации из Ленинграда эшелон, в котором она ехала, попал под авианалет. Все считали ее погибшей. Та бомбежка разрушила семью, муж встретил другую женщину…
А предложение Кошеверовой ее будто вернуло к жизни. Тут же обратились с заявкой в Комитет кинематографии. Никто не возражал, но чиновники спросили: «Кто напишет сценарий?» Кошеверова, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой договоренности с Евгением Шварцем не было. Но великий драматург-сказочник, узнав о замысле, им загорелся. Сценарий он писал специально для Жеймо.
Звездный состав
Когда люди вдохновлены своей работой, у них все получается. На съемках «Золушки» собрался по-настоящему золотой состав советского кино. Кроме Кошеверовой, Жеймо и Шварца над картиной работал один из лучших наших кинооператоров – Евгений Шапиро. 21 июня 1941 года он закончил съемку последних кадров комедии «Антон Иванович сердится». Началась война, и Шапиро ушел добровольцем на фронт. Свой фильм впервые он увидел в 1942-м, в госпитале на Волховском фронте, куда попал по ранению. Когда открылось, что знаменитый оператор воюет в пехоте, его разыскал член Военного совета генерал Владимир Андреевич Овчаренко, страстный любитель кинематографа, и… отчитал по первое число.
«Нам, – сказал он, – надо учиться у немцев. У них в каждой дивизии свой кинооператор, а у нас операторы служат командирами рот. На кой черт нам такие командиры?» Шапиро направили в специальную группу кинематографистов снимать хронику войны. Многие кадры блокады, что мы сегодня видим, сняты будущим соавтором «Золушки».
Непревзойденно играют свои роли актеры: Принца – Алексей Консовский, Короля – Эраст Гарин, Лесничего, отца Золушки, – Василий Меркурьев. Мы должны были бы ненавидеть Мачеху, но и сегодня, спустя десятилетия, мы восхищаемся потрясающей Фаиной Раневской.
Во время войны Раневская очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос, запихивала за щеки вату. Все это мешало, сниматься было неудобно. Когда ее просили не мучить себя, раздраженно отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
В Мачехе-Раневской зрители узнавали, несмотря на пышные сказочные наряды, соседку со своей послевоенной коммунальной кухни – склочницу, скандалистку, проныру. В жизни с такими общаться трудно. Но в сказке добро побеждало зло.
Особенностью Раневской всегда было вмешиваться в процесс съемок. И тут она не изменила себе. Впрочем, ее импровизации, как правило, нисколько не нарушали текст сценария. Просто она добавляла свои краски. Например, знаменитая сцена на балу, где Мачеха считает знаки внимания, оказанные дочерям. В сценарии все это есть. Вооружившись блокнотом, она просто записывала и подсчитывала комплименты и улыбки, повторяя вслух слова «своих красавиц», будто официант. Потом подводит итог: «Итак, пять и три – девять знаков внимания со стороны высочайших особ!» Эта реплика всегда вызвала смех. Еще одна золотая импровизация Раневской, когда Мачеха говорит: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!» Тут актриса позволяет себе добавить: «Ну ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею…» И еще – «Солдаты! Во дворец, за королевской тещей, босиком, шагом марш!»
Эти сцены из советского быта в фильме оказались понятны во всем мире. Над ними смеялись во многих странах. А критики отмечали, что картина «Ленфильма» показала новую трактовку старой сказки – ирония приблизила героев Перро к современности.
Туфелька 31-го размера
Но главное, весь мир влюбился в Золушку. Жеймо однажды рассказала такую историю. После выхода фильма на экраны в ее квартире раздался звонок. В дверях стоял морячок с цветами. С порога он сказал, что влюбился в актрису с первого взгляда и хочет на ней жениться, чтобы всю жизнь ее защищать… Потом случился конфуз: на голоса из комнаты вышел взрослый сын Янины. Дело в том, что во время съемок «Золушки» актрисе исполнилось 38 лет. Она была много старше Принца – Консовского и почти ровесницей Отца – Меркурьева и Короля – Гарина. Но как она грациозна! В молодости Жеймо была цирковой актрисой и великолепную пластику сохранила на всю жизнь.
Еще одно абсолютное достоинство ленфильмовской «Золушки». Сказку экранизировали во многих странах, на экраны вышло полтора десятка фильмов. Но нигде и никогда не удавалось решить одну краеугольную проблему. «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой», – говорят герои фильма. Янине Жеймо это удалось. Она реально носила туфли 31-го размера. Ее Золушка смотрит с экрана широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребенка, искренне готового к чуду.