Эсхатология, философия, апокалипсис, научная фантастика и духовность — в июле мы начинаем ретроспективу Константина Лопушанского. В этом году режиссер отмечает свой 75-летний юбилей, а мы показываем «Письма мертвого человека», «Посетитель музея» и «Роль».
Константин Лопушанский окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в 1979 году. Среди именитых преподавателей того времени он особенно выделял Андрея Тарковского и по праву считается одним из немногих его «учеников». Практику Лопушанский проходил на съемках фильма «Сталкер» как ассистент режиссера.
Собственный полнометражный дебют, «Письма мертвого человека», Лопушанский снял в 1986 году. Как пишет Михаил Трофименков в тексте «Неочевидные пророчества»: «Казалось, что кинематограф К. Л. — абстрактный мир неочевидных пророчеств, невосприимчивый к актуальным художественным реалиям, каталог добросовестных иллюстраций к религиозной публицистике. Во времена разливанной «чернухи» К. Л. держался особняком: общество было готово осуждать конкретное историческое или социальное зло, но не зло метафизическое; лицезреть лагеря и помойки, но не раскуроченную Вселенную. Пессимизм К. Л. по отношению к меркантильному дольнему миру казался абсолютно неуместным стране, которая прельстилась материальным в дни постперестройки, еще не перешедшей в перестрелку». В июле мы покажем три картины из фильмографии Лопушанского: дебютную работу о ядерной зиме «Письма мертвого человека» (1986), религиозную драму «Посетитель музея» (1989) и предпоследний фильм режиссера — «Роль» (2013).
11 июля 20:00 — «Письма мертвого человека», 1986. В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается. Главный герой фильма — ученый Ларсен пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание.
18 июля 20:00 — «Посетитель музея», 1989. Экологическая катастрофа свершилась. Это последний акт и логическое завершение многовековых отношений Человека и Природы, построенных на ненасытном потребительстве и бездумном мотовстве. Герои фильма – одни из немногих оставшихся в живых и сохранивших человеческий облик и образ мыслей.
25 июля 20:00 — «Роль», 2013. Черно-белый фильм, события в котором происходят в Петрограде в начале 20-х годов прошлого века. История талантливого актёра, одержимого идеями Серебряного века, и в согласии с идеями символизма он готов прожить чужую жизнь, а точнее, сыграть ее словно роль. Актёр попадает в плен к красным и оказывается как две капли воды похож на красного командира, который собирается его расстрелять. После смерти командира артист решает сыграть роль погибшего, согласно новому театральному веянию — когда часть театральной общественности считала, что театр надо выводить в жизнь, на улицы, что театр должен слиться с жизнью.