27 августа – День российского кино. В Петербурге работает знаменитый «Ленфильм», где было создано свыше тысячи семисот полнометражных игровых картин. Многие из них стали национальным достоянием, вошли в фонд российского киноискусства и остаются популярными в наши дни.
Как сегодня живет одна из старейших киностудий страны? Об этом «АиФ» рассказал генеральный директор Федор Щербаков.
Долгов больше нет
Елена Данилевич: Федор Николаевич, несмотря на праздник, позвольте начать с проблем. Еще год назад студия находилась в сложном финансовом положении. Нечем было выплачивать банку долг в несколько миллиардов рублей, начались суды, заговорили даже о банкротстве. Как обстоят дела на данный момент?
Федор Щербаков: Все финансовые сложности позади. Сейчас никаких долгов у «Ленфильма» нет, а о банкротстве не идет даже речи. Студия находится в абсолютно стабильном состоянии и загружена работой. На сегодняшний день в производстве 10 картин, считаю, что это одна из наших главных побед и удач. Также «Ленфильм» продолжает быть кинофабрикой и оказывать услуги другим продюсерским компаниям. Уже до декабря составлен план по загрузке павильонов, подкрепленный договорами, расписан реквизит – работа кипит. Также мы активно разрабатываем новые проекты, и портфель идей достаточно солидный. Приятно, что его высоко оценили и в Министерстве культуры.
– В рыночные времена студия потеряла права на «Золотую коллекцию» – почти две тысячи картин, которые были созданы и принадлежали «Ленфильму». В том числе хиты – «Белое солнце пустыни», «Собака на сене», «Полосатый рейс» и десятки других шедевров. Удалось их вернуть?
– Удалось. Все юридические тонкости улажены с «Госфильмофондом». Сегодня от реализации всех видов прав на «Золотую коллекцию» «Ленфильм» уже получает около 50 млн рублей в год. До этого не имели ни копейки. На данном этапе важная задача – реставрация картин коллекции. И тут мы готовы привлекать и частных инвесторов, и крупные корпорации, и самим вкладываться в коммерчески перспективные картины.
Некоторые ленты при помощи специалистов «Ленфильма» уже обрели вторую жизнь. В том числе «Молох» Александра Сокурова. Мы отреставрировали ленту при личном участии Александра Николаевича и в прошлом году представили на международном фестивале в Турине. Премьера прошла с аншлагом и большим успехом.
Почему проигрываем?
– На студии развиваются и креативные пространства, кинокластеры – однако многие горожане относятся к таким проектам неоднозначно. Заговорили о появлении торговли, киосков. Что здесь правда?
– Никаким торговым центром «Ленфильм» не будет. Это невозможно. Другое дело, что мы хотим сделать «Ленфильм» открытым для всех жителей и гостей Северной столицы. Долгие годы он был окружен высокими заборами, куда никого не пускали. Между тем почти все исторические киностудии уже давно стали большими общественными пространствами не в ущерб кинопроизводству. Думаю, и «Ленфильм» должен перенимать этот мировой опыт. Сейчас среди жителей и гостей города к студии небывалый интерес. Только с начала года с экскурсиями ее посетили почти 6 тысяч человек. И я убежден, что потенциал гораздо больше.
– Все же главное – выпуск фильмов. Вы сказали, что «Ленфильм» полностью загружен заказами. Какие ленты сейчас снимаются?
– С успехом, в том числе на телевидении, прошла премьера фильма «Блокадный футбол», в производстве социальная драма «Летом асфальт теплый», дебютная работа «Последняя цена» и документальная лента «Последний теплоход». Стартовал автор-
ский детектив «Монохром» и игровой документальный проект «Арт и Факт», где рассказывается о шедеврах русского искусства.
В лучших традициях идет работа над военной драмой «Ночь перед рассветом». Обсуждаем сейчас совместный исторический проект с «Беларусьфильмом». Также в павильонах «Ленфильма» в этом году работали над хитом «Майор Гром», сказкой «По щучьему велению», сериалом «Шаляпин». Это большие российские проекты.
– Тем не менее, при всем уважении к нашим фильмам, они здорово проигрывают американским. Не случайно даже в условиях санкций некоторые кинотеатры Петербурга всеми правдами и неправдами стали показывать западное кино. Что не хватает российским картинам?
– Не соглашусь, что национальный кинематограф проигрывает. Американское кино – это глобальная мировая индустрия, которая фактически работает на почти 8 млрд человек, что позволяет иметь совершенно другой бюджет, возможности и технологии, которые активно используются. Конечно, у наших фильмов более скромная аудитория. Но это не значит, что они не могут конкурировать. До санкционной войны мы прекрасно продавали свои ленты на мировых платформах за хорошие деньги, получали гран-при на престижных кинофестивалях. Я далек от мысли, что сейчас в один момент все рухнет. Даже во времена «железного занавеса» наши фильмы заслужили всемирное признание, а советские режиссеры шли по красным дорожкам Канн, Берлина, Венеции и получали высокие награды. Конечно, если в последние годы отрасль развивалась поступательно, то сейчас ситуация ставит перед национальным кинематографом большой вызов. Но первый шок прошел, и индустрия равномерно продолжает работать.
Где новые герои?
– Но из-за жестких ограничений закрываются кинотеатры. В Петербурге уже шесть объявили о прекращении работы, остальные на грани. Немало проблем с техникой. Что делать?
– Дистрибуция – серьезнейшая проблема, с которой мы столкнулись. Сейчас кинотеатрам очень тяжело. Это болезненный процесс, и здесь без помощи государства обойтись точно не получится. Но уже сейчас мы видим, что регионы принимают меры по спасению сетей и отдельных киноцентров. Кинотеатр «Ленфильма» в этом плане чувствует себя получше, потому что у нас много премьер, арт-хаусного кино, а оно всегда имеет своего зрителя.
«Ленфильм» не испытывает сложности и с техникой. Да, мы не можем сертифицировать студию в компании Dolby, есть проблемы с лицензионным софтом. Но пока все это решается без сверхусилий. Существует и параллельный импорт, нет проблем заказать все необходимое из Китая или Индии. Так что это точно не критическая ситуация. Может, нам не будут официально продавать суперновинки, но уверен, что найдутся механизмы, которые позволят российским кинокомпаниям, и «Ленфильму» в том числе, работать на современном оборудовании.
– Недавно господдержку получила основанная на фольклоре «Василисса», которая тоже снимается на «Ленфильме». Вы как-то сказали, что сказка должна быть не менее патриотичной, чем эпохальные полотна. Что вложено в эти слова?
– Детско-юношеское кино считаю отдельным большим направлением, на которое надо обращать особое внимание. Оно должно быть интересно современным подросткам, а значит, нет смысла снимать его по лекалам, которые существовали раньше. Сегодня дети многое воспринимают по-другому, чем их сверстники 40–30 и даже 20 лет назад. Новым поколениям нужны новые образы, кумиры, и не только когда показывают войну. Это очень большой вызов, который стоит сегодня перед студией. Мы таких героев ищем. В работе, например, находится сериал «Витязи», о супергероях, незаметно живущих рядом с нами и приходящих на помощь в сложные периоды истории.
– У вас для молодых запущена целая лаборатория «Ленфильм-дебют». Видны будущие звезды?
– В проекте участвовали ребята со всей страны, они прислали более 600 заявок. Эксперты отобрали 12, большинство из которых, уверен, станут фильмами, их увидят зрители. Как раз в день российского кино мы проведем первый питчинг дебютных работ среди продюсеров. За год лаборатория довела творческие идеи до полноценных проектов. В 2023-м при поддержке Министерства культуры продолжим эту работу. Кроме того, мы приняли важное решение направить средства от «золотой коллекции» как раз на поддержку наших дебютантов, после того как они войдут в производство.
– Хорошая новость, если учесть, что на одно место в театральные вузы в Петербурге претендуют более 300 человек. Итоги недавнего приема это подтверждают. А от чего зависит успех в кино?
– Во многом это вопрос дара и таланта. Люди идут в творческую профессию, а значит, проходят через испытания, выдерживают жесткую конкуренцию. Никто не становится Герасимовым, Германом, Спилбергом, Бондарчуком или Кэмероном в один момент. Это большой, сложный, кропотливый путь. Молодым можно пожелать, прежде всего, терпения. Потому что для серьезных результатов придется очень много работать. Бывает, конечно, что кто-то «выстреливает» сразу, но очень часто за дебютным успехом наступают и годы забвения. Кино – это настоящая, изматывающая пахота.