В «Ленфильм-клубе» состоялась премьера драмы «Плакать нельзя» с Иваном Янковским и Светланой Чуйкиной в главных ролях. История эмигрантки, которая борется с государственной машиной за собственного ребенка, не оставила равнодушными зрителей. При этом авторы проекта не рисуют сотрудников опеки исключительно в черных тонах, у этих людей есть своя правда, просто она слишком сильно отличается от российской.
Люди третьего мира
Главная героиня фильма – Татьяна Ольсен. О ее жизни мечтают многие женщины: у нее прекрасный любящий муж Ингвар Ольсен, чудесный 10-летний сын Коля и очень красивый дом где-то в Скандинавии. Авторы фильма специально не называют конкретную страну, потому что подобное могло произойти в любом уголке региона. Однако все это счастье обрывается неожиданно и больно. Татьяна остается один на один с ювенальной юстицией: пустяковую ссору с ребенком чиновники раздувают до невероятных высот и забирают Колю в приют. Убитая горем женщина пытается доказать, что в состоянии воспитывать собственного ребенка, однако сотрудница опеки Хильда видит в ней только нерадивую безработную эмигрантку из страны третьего мира, которая плохо знает местный язык и не хочет уважать европейские традиции.
Название фильма выбрано неслучайно. Слезы усугубляли положение главных персонажей, ведь для опеки это было показателем нестабильного состояния, в котором мать и сын не имеют права даже созваниваться.
«История этого фильма началась для меня в 1968 году. Мне было четыре года, я жил в сибирском поселке и ходил в детсад. И как-то нашу группу отвели в какой-то зал, выключили свет, а на большом полотне начался фильм «Звёздный мальчик». На экране мальчик назвал свою мать нищенкой, и его забрала ведьма. Я настолько распереживался, что вечером, когда мама забрала меня домой, долго плакал и говорил, что она самая лучшая. Три года назад я получил сценарий «Плакать нельзя», который очень походил на то, что я увидел в детстве. И я понял, что не могу не снять этот фильм. И дело не только во мне, но и в огромном количестве историй женщин, которые потеряли или чуть не потеряли своих детей», – рассказал продюсер картины Вадим Быркин.
«Когда мы начинали снимать кино, то даже не представляли, что к моменту выхода оно станет еще более актуальным, ведь сейчас многие мечтают найти счастье за границей. Мы не ставим целью кого-то переубедить, однако призываем граждан хотя бы изучить законы страны, куда они собираются», – добавила Светлана Чуйкина, сыгравшая Татьяну Ольсен.
Их правда
Авторы фильма уверяют, что в основу сценария вошли реальные истории эмигранток из разных стран, которые столкнулись с ужасами ювенальной юстиции в скандинавских странах. Тем не менее реальных прототипов ни у одного из персонажей нет.
«В нашем фильме, конечно, есть художественный вымысел, однако мы достоверно показываем, как работает ювенальная юстиция в Скандинавии. Над фильмом работала международная команда. Прежде чем согласиться на роль Хильды, немецкая актриса Катарина Шпиринг все тщательно проверила на достоверность», – рассказала Светлана Чуйкина. Широкой аудитории она известна по сериалу «Бригада», фильму «Дурак» и многим другим проектам.
Международную команду собирали для того, чтобы сделать происходящее еще более достоверным.
«Наш режиссер Наташа Назарова хотела, чтобы актеры придерживались позиций своих персонажей. Мы с Катариной много спорили, нас иногда даже рассаживали, потому что человек я эмоциональный. Для меня немыслимо то, что опека может забрать ребенка за один шлепок. А Катарина говорила, мол, так это нормально. Так что играть что-то нам даже не пришлось, мы просто пропустили эту историю через себя», – рассказала Светлана Чуйкина.
Петербургский актер из Театра на Литейном Вадим Степанов, сыгравший еще одного, уже рефлексирующего и сомневающегося сотрудника опеки, сообщил, что именно из-за Катарины Шпиринг сценарий к фильму переписывался 11 раз.
«Больше всего совместных сцен у меня было именно с Катариной, поэтому мы много репетировали и общались. Она хотела добиться, чтобы и с той, и с другой стороны были люди, чтобы избежать черно-белой картинки. Она консультировалась с юристами, врачами, которые лечат таких матерей, как Татьяна Ольсен. Мне кажется, нам удалось показать живых настоящих людей», – сказал актер. И ему не кажется, им удалось.
Эффектный образ создает немецкий актер Дирк Мартенс, который снимался, к примеру, в сериале «Комиссар Рекс» и фильме «Эквилибриум», однако большинству российских зрителей больше знаком по ролям нацистов в сериалах федеральных каналов. Он играет роль усыновителя, который, несмотря на внешнюю суровость, хочет помочь ребенку. Исключительно по мнению корреспондента «Петербургского дневника», именно его линия добавляет в фильм нереалистичности, потому что абсолютно непонятно, почему опека решила отдать ребенка мужчине, который живет в лесу и в прямом смысле ездит на собаках.
Генетика – вещь упрямая
Съемки фильма начались два года назад.
«Все спрашивают, в какой стране мы снимали фильм, и очень удивляются, когда узнают, что в России. Изначально мы действительно планировали работать за границей, однако из-за пандемии отказались от этой идеи. В итоге мы снимали в Москве, Подмосковье, Калининградской и Псковской областях. Благодаря мастерству оператора Олега Лукичёва и компьютерной графике мы получили нужный результат. И я очень рад, что, несмотря на коронавирусные ограничения, нам удалось собрать всех актеров, которых мы хотели видеть в кадре», – рассказал Вадим Быркин.
С актерами авторы проекта определились быстро, только исполнителя важной роли Коли Ольсена пришлось поискать.
«Мы смотрели около 30 мальчиков, все они замечательные, многие уже с опытом съемок в кино, однако Владимир Левченко – именно боец. Это стало понятно на первых же пробах. Кроме того, он в 10 лет уже идеально знал английский. Это его первая большая роль», – рассказал Вадим Быркин.
Между Светланой Чуйкиной и Владимиром Левченко действительно, невероятная химия, они выглядят настоящей семьей. Крайне убедительно смотрится на экране и Иван Янковский. Он играет выросшую жертву ювенальной юстиции – когда-то его так же отняли у русской мамы. Парень прошел огонь и воду, поэтому знает многое, даже как правильно есть фекалии. Но в кадре этого не делает.
«С Иваном прекрасно работалось. Глядя на него, так и хочется сказать, что генетика – вещь упрямая. Несмотря на достаточно молодой возраст, он уже серьезный и вдумчивый артист. Пока он каждую букву и запятую в сценарии не проверит, пока у него все в единый пазл не сложится, сниматься он не будет», – рассказала Светлана Чуйкина.
Фильм «Плакать нельзя» уже был в кино, однако только в ограниченном прокате. «Мы надеемся, что наша картина сможет вернуться в кинотеатры, однако уже точно можем сказать, что вскоре она появится в пяти онлайн-кинотеатрах», – рассказал Вадим Быркин.
Автор: Мария Мельникова
Источник: Петербургский дневник
2 Фото: Ксения Ахмерова/«Петербургский дневник»
2 Фото: «Ленфильм»