Поделиться новостью —

Читайте также

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

13 Ноября 2024

Повторный прокат легендарного "Чапаева"

К списку новостей

Художник Елена Жукова о съемках фильма "Арт и Факт"

26 Декабря 2022

Съемочный процесс проекта «Арт и Факт» режиссера Олега Гусева близится к завершению. Уже отсняты все эпизоды, впереди у группы возможные досъемки и пост-продакшн. Проект реализуется на базе киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«Арт и факт» – художественный проект, рассказывающий о четырех шедеврах русского искусства – картинах, выставленных в Третьяковской галерее. За каждой великой картиной – интереснейшая история. Каждая новелла создана в своем жанре: комедия, драма, трагедия и мистическая драма. Автор сценария – Инга Ильм.

Роли художников в проекте исполняли: Артур Ваха (Иван Шишкин), Олег Фёдоров (Константин Савицкий), Владислав Комаров (Виктор Борисов-Мусатов), Дмитрий Могучев (Василий Перов) и Владимир Кошевой (Михаил Врубель). В фильме также снимались Софья Присс, Карина Разумовская, Виктория Заболотская и другие.

Ни один фильм не может обойтись еще без одного художника – а вернее – художника-постановщика, который реализует все замыслы режиссера и воплощает их в мире кино. В фильме «Арт и факт» таким волшебником стала известный художник Елена Жукова. В ее фильмографии десятки фильмов: «Цой», «Ёлки», «Карамора», «Мальчик русский», «Гоголь», «Роль», «Фауст», «Матильда», «Монгол», «Русский ковчег», «Трудно быть богом» и многие другие.

– Как вы начали работать на проекте «Арт и Факт»?

- Меня покорил замысел фильма. Эстетическое удовольствие работать для новелл про художников. Это здорово. Я начала работу над проектом незадолго до начала съёмок. Подхватила работу на лету. К тому моменту у режиссёра уже сформировалась чёткая и понятная концепция того, что он хотел бы увидеть в каждой новелле. Стилистика всех четырех частей была продумана заранее. Нужно было успеть прочесть в глазах режиссёра, что он хочет, и воплотить его замысел. Были моменты, где мы успели поменять объекты на те, которые по замыслу нам больше подходили.

В силу определённых обстоятельств мы не могли себе позволить построить большие декорации или с нуля обставить объект, зайдя в пустое помещение. Этим и объясняются замены некоторых объектов, но в итоге всё сложилось. Работали все быстро, слаженно и с настроением, вся бригада: и мои ребята, кто строил декорации, и режиссёрская группа. Режиссер всех поддерживал, руководил легко, с чувством юмора, создавал на площадке позитивное настроение.

– Как вам работалось с Олегом Гусевым?

- С Олегом комфортно работать, он всех вдохновляет. Он не забывает говорить благодарственные слова, хвалить участников своей группы. И приятно осознавать, что режиссеру нравится то, что мы делаем. Работали в приподнятом настроении. Если где-то не понимали замысел режиссёра, старались исправляться на ходу. Как получилось будет судить зритель. Это фильм о четырёх художниках. У каждого из них по-своему сложилась жизнь, у кого-то она была слишком коротка. Все четыре новеллы в разных жанрах, зритель будет переходить из одного состояния в другое: смешное про Шишкина с медвежатами, реализм у Перова, мистика у Борисова-Мусатова. Вся группа прониклась историей Врубеля. Все съёмки проходили с музыкальной фонограммой. Это очень настраивало актёров, и остальные старались не мешать. Очень хочется, чтобы у режиссёра хватило творческих сил, чтобы фильм увидели зрители, а зрители прикоснулись к прекрасному.

– Как работалось на исторических площадках?

- В Петропавловской крепости мы рынок делали. Это не так просто: там и прилавки, и навесы, и тенты, и кукольный театр. Это балаганчик, который по историческим мотивам нужно было нарисовать и начертить. Всё нужно было оживить. И самое главное, нужно выбрать самые правильные точки и ракурсы, чтобы в кадр не попали современные элементы. Иначе это будет требовать большой работы по доработке и очистке из кадра. И нам нужно было добавить определенные детали декораций, характерные для XIX века: вывески, номера домов, названия улиц, которые были тогда. Брусчатку засыпать соломкой, прикрыть кондиционеры. Сделать всё то, что создаёт настроение ушедшей эпохи. К тому же Петропавловская крепость играла роль московских улиц. Дома снимались фрагментарно, не выше второго этажа. В самой Москве не так много улиц, которые имеют историческую сохранность.

Остальные объекты для меня далеко не новые. Я в них много работала. Уже знала, где и что можно закрыть. Для новеллы о Борисове-Мусатове нужно было создать мистическое настроение. Ему везде виделся образ трагично-ускользающей героини. Интерьерам нужно было придать флёр романтизма и таинственности. Одновременно на этом съёмочном объекте – в Доме учёных проходили съёмки другого эпизода – о Врубеле, с организацией большого банкета. Нужно было всё успеть. Впрочем, подготовить несколько версий банкета с необходимым реквизитом не представляло большого труда, одно лишь удовольствие. Я придумывала новый стол и уже понимала, что и где поставлю и как подберу и подогну скатерть. На большие столы скатерть изготавливается каждый раз заново, ведь в каждом фильме своё понятие и видение большого стола.

К счастью, в Петербурге хорошо сохранились исторические интерьеры и есть возможность выбирать. Точный выбор объекта позволяет сделать хорошую картину при минимальных затратах на доработку декоративных элементов.

Большую помощь нам оказала киностудия «Ленфильм». Нам выделили помещения, дали реквизит, оказали содействие без проволочек. В условиях очень ограниченных сроков это было очень важно.

– Как вы искали декорацию для «Утра в сосновом лесу» («Мишки в лесу»)?

- Все леса и природные локации довольно известны в районах Петербурга. Искать что-то дополнительно, специально, не потребовалось. Мы не искали локацию за 200 километров от города, а использовали те места, что рядом. Выбрали всем известную лесопарковую зону. Место хорошо вписалось в нашу концепцию сказочного леса. Поскольку это лес, он с каждой точки должен был быть разным. Я в этот лес ездила часто и знала, где можно найти упавшие деревья, а где – речку…

– Что было сложно найти для съёмок?

- Для меня – мастерскую Шишкина. Физически тяжело было подниматься на пятый этаж без лифта, занести туда картины, реквизит и всё обставить. Мастерскую было нужно плотно насытить. Возможно, было бы проще, если бы мы снимали в мастерской художника Бродского. Но в тот момент там шёл ремонт.

Тяжело было также готовить площадку «дом Третьякова». Одних картин нужно было развесить более 150. Всё, что можно было взять со склада «Ленфильма», мы вывезли и развесили. И всё равно режиссёру казалось, что этого мало. Ему хотелось, чтобы картины висели от пола до потолка, как это и было в реальности дома у Третьякова. К тому же нужно было избежать вопиющих несовпадений картин эпохе.

В Доме архитектора нам дали шесть часов на освоение. Развесить полторы сотни картин в трёх помещениях – это тяжело. Всё подвешивалось на штангах, каждая картина на отдельной верёвке, с подтягиванием. Всё нужно было компоновать и выравнивать. Но мы подготовились заранее. На «Ленфильме» нам выделили помещение для работы, и я в черновом варианте смогла скомпоновать развеску картин на стенах. Грамотно развесить картины нам помогли сотрудники Союза художников. Они постоянно готовят выставки, для них это привычное, казалось бы, дело, но даже они пришли в ужас от наших сжатых сроков. В итоге треть картин они повесили, дальше – помогала вся группа. Это был настоящий марафон.

– Какой из четырех художников этого фильма вам нравится больше других?

- Я бы не хотела быть банальной и говорить, что Врубель. Потому что Врубель наше всё. Но каждый художник – такая мощь. В каждом присутствует стержень и есть за что уважать. Они все удивительно к себе располагают. Про каждого мы успели почитать и посмотреть документальные фильмы. Но среди этих художников у меня нет любимого. Ко всем отношусь с большим уважением. В них столько трудолюбия, преданности профессии.

– Что вы пожелаете будущим зрителям?

- Дополнительные знания о художественных ценностях в русской культуре через такие фильмы обогащают нашего зрителя. Культуру и искусство нужно знать и развивать, а свою – тем более!

Проект «Арт и Факт» реализуется на базе киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.