5 февраля 1918 года родился Кара Караев – советский композитор, лауреат множества премий, автор музыкальных композиций к более чем 30-ти кинолентам. Он написал музыку для ленфильмовского «Дон Кихота» режиссера Григория Козинцева, а также работал с Романом Карменом, Иосифом Хейфицем.
Уроженец Азербайджана Кара Абульфаз оглы Караев за жизнь попробовал себя практически во всех жанрах музыкального творчества. Разнообразна была и фильмография композитора – он писал музыку как к игровым картинам, так и к документальным лентам. Одной из первых работ Караева в кино было написание музыки для производственной драмы «Огни Баку» Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Кроме того, именно караевская музыка играет в документальном киноальманахе «Великая отечественная» режиссера Романа Кармена.
В 1957 году в прокат вышел «Дон Кихот» Григория Козинцева с музыкальным сопровождением Кары Караева. Для обоих художников работа над этим фильмом стала рубежом их творчества. Новая картина режиссера имела большой успех как за границей, так и на родине. «Дон Кихот» стал классикой экранизаций Козинцева наряду с «Гамлетом» (1964) и «Королем Лиром» (1970). На основе музыки из фильма позже Кара Караев написал свои «Симфонические гравюры», посвященные трагическим и абсурдистским образам произведения Сервантеса.
Несмотря на положительный отклик зрителей и более чем удовлетворительный опыт совместной работы над картиной, после «Дон Кихота» Козинцев и Караев не успели вновь поработать вместе. В переписке с композитором режиссер отмечал необычайную поэтичность и человечность музыки Кары Караева, говорил о поразительной силе и точности ощущения самой сути романа в его композициях. Особенно автор фильма отмечал чувственность и проникновенность финального сочинения. В конце концов Григорий Козинцев признавался, что не отказался бы еще раз поработать с замечательным композитором.
Совместной работы художников более не состоялось, однако интерес обоих к творчеству Шекспира и природе трагического в драматургии привел к общим творческим открытиям. Так, следующая за «Дон Кихотом» экранизация «Гамлета» Козинцева была проникнута размышлениями о музыке к одноименному балету, которую писал Кара Караев. Для последнего же сотрудничество с Григорием Козинцевым стало отправной точкой нового витка творческой мысли, воплотившейся в музыкальных произведениях на мотив шекспировских трагедий – «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» и «Генрих IV».