22 марта на «Ленфильме» состоялся предпремьерный показ киноальманаха «Арт и Факт». Серия киноновелл рассказывает о том, как рождались легендарные картины великих русских художников XIX века.
Фильм представила съемочная группа во главе с режиссером Олегом Гусевым. Показ вызвал немалый интерес в городе и привлек многих представителей творческой интеллигенции, в том числе, ученую Татьяну Черниговскую, писателей Евгения Водолазкина, Дмитрия Миропольского и других.
«Думаю, что фильм должен быть интересен и представителям старшего поколения, и молодежи, и людям средних лет. Ведь речь идет о нашей русской культуре, которая, как известно, бессмертна и является лучшей в мире. А поскольку речь идет о художниках, которые жили и творили на рубеже XIX-XX веков, то это золотой век русской культуры и золотой век русской живописи. И мы рассказываем истории, связанные непосредственно с созданием шедевров. Так что интересно будет всем», – сказал журналистам перед показом режиссер проекта Олег Гусев.
Режиссер Олег Гусев считается одним из ведущих мастеров короткого видео. На его счету сотни музыкальных клипов, а также множество телевизионных проектов («Старые песни о главном. Посткриптум», «1-й скорый», «Первый дома», «Красота требует»).
«Арт и Факт» стал его первой работой в жанре исторической новеллы.
Автор идеи Инга Ильм.
Каждая из четырех новелл посвящена одному из шедевров великих русских художников: «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Тройка» Василия Перова, «Демон поверженный» Михаила Врубеля, «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова. За каждой из этих картин скрывается своя неповторимая история. Например, как сложилась судьба мальчика Васятки из «Тройки»? Или: правда ли, что Шишкин никогда не писал медведей? Или: почему Борисов-Мусатов видел призраков? Или: действительно ли именно «Демон поверженный» сыграл роковую роль в судьбе Михаила Врубеля? Ответы на все эти вопросы – в киноальманахе «Арт и Факт».
Главные роли исполнили: Артур Ваха (И. Шишкин), Владимир Кошевой (М. Врубель), Дмитрий Могучев (В. Перов), Владислав Комаров (В. Борисов-Мусатов).
«На каждую роль проходили кастинги, – продолжает режиссёр. – Например, на Шишкина пробовались четыре актёра. Победил Артур Ваха. Когда ему сделали грим, шишкинскую шевелюру и бороду, оказалось, что актёр удивительно похож на знаменитого живописца. Нам хотелось, чтобы сходство с прототипами было. Наши артисты совпадают с ними по типажу и темпераменту».
«Когда мне предложили сыграть художника Шишкина, я сказал: «конечно, да!», – говорит актер Артур Ваха. – С художником по гриму Светой Рассохиной очень тщательно подбирался образ. Грим хороший, не сравнить с другими проектами, где все делается наспех. К живописи меня еще матушка приучала. Помню у нас было очень много альбомов по живописи дома. Готовясь к роли, я изучил все картины Шишкина, и конечно «Утро в сосновом бору». Во время работы на площадке рождался образ, это была совместная работа с режиссером. Наша новелла снята в жанре комедии, мы пытались немного облегчить восприятие, отойти от сухих фактов биографии. Ситуация, которая легла в основу сюжета, может показаться достаточно нелепой. Мы бродили по лесу в поисках медведя. Но так решил режиссер, и мы подхватили эту ситуацию».
Художником-постановщиком картины стала Елена Жукова («Карамора», «Матильда», «Бендер: Золото империи», «Ёлки-5», «Каникулы строгого режима»).
«Это фильм о четырёх художниках. У каждого из них по-своему сложилась жизнь, у кого-то она была слишком коротка. Все четыре новеллы в разных жанрах, зритель будет переходить из одного состояния в другое: смешное про Шишкина с медвежатами, реализм у Перова, мистика у Борисова-Мусатова. У нас были разные локации. В Петропавловской крепости мы снимали рынок. Оказалось, это не так просто: там и прилавки, и навесы, и тенты, и кукольный театр. Это балаганчик, который по историческим мотивам нужно было нарисовать и начертить. Всё нужно было оживить. И самое главное, нужно было выбрать правильные точки и ракурсы, чтобы в кадр не попали современные элементы. Тяжело было готовить площадку «дом Третьякова». Одних картин нужно было развесить более 150. Всё, что можно было взять со склада «Ленфильма», мы вывезли и развесили. И всё равно режиссёру казалось, что этого мало. Ему хотелось, чтобы картины покрывали стены от пола до потолка, как это и было в реальности у Третьякова. К тому же нужно было избежать вопиющих несовпадений картин эпохе. Справиться помог Союз художников и вся съемочная группа» – рассказала Елена Жукова.
Съемки проходили в роскошных интерьерах Юсуповского дворца, Дома архитекторов, особняка Кельха, мастерской Куинджи в Петербурге. Для каждой новеллы была создана копия картины в натуральную величину. Самая масштабная, более 3-х метров в длину – «Демон поверженный» М. Врубеля.
«Арт и Факт» переводит изобразительное искусство в плоскость кино, придает ему новую жизнь, рассказывает об исторических событиях, нашедших отражение в картинах. Непрерывный диалог прошлого с настоящим, сохранение ценностей, их узнавание и переосмысление – необходимая часть нашей жизни. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть историю создания шедевра, его судьбу или характер автора, каждая из серий выполнена в своем жанре.
Весной этого года киноальманах будет доступен к просмотру на онлайн платформах, а также выйдет в эфир на одном из центральных телеканалов.
Проект создан компанией «Континентал Нью Медиа» на базе киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Фото: Артём Воронцов