В павильонах «Ленфильма» продолжаются съемки фильма «Литвяк» режиссера Андрея Шальопы. После полутора месяцев стройки, съемочная группа приступила к освоению декораций в одном из самых больших павильонов студии – Четвертом.
Напомним, что фильм рассказывает историю о советском летчике, Герое Советского Союза Лидии Литвяк. Ранее о проекте нам рассказал режиссер Андрей Шальопа. В главных ролях: Полина Чернышова, Евгений Ткачук, Андрей Некрасов, Иван Бровин, Пётр Рыков, Виктория Соловьёва и другие.
О масштабных декорациях к проекту и художественных особенностях фильма беседуем с художником-постановщиком Александром Суворовым. Отметим, что на счету Александра десятки проектов, среди которых: «Танки», «Спасти Ленинград», «5 недель» и многие другие.
– Расскажите, какие декорации построены на «Ленфильме»?
Александр: В Четвёртом павильоне старались воссоздать облик Сталинградской области, какой она была в 1943 году: мазанки, избы. Построили также объекты – землянку, которая по истории находится рядом с военным аэродромом, командный пункт полка, а также квартиру главной героини Лидии Литвяк. Мы постарались сделать декорации так, чтобы они использовались минимум два раза, кроме квартиры. Например, мазанка также превратится в дом Литвяк и Будановой. А бревенчатая изба, которая снимается, как штаб стрелкового батальона, потом превратится в КП 73-его гвардейского истребительного авиационного полка уже другого командира. Землянка построена одна, но в фильме будет изображать три разных. В соседнем, Втором павильоне у нас была поставлена палатка, в которой мы на данный момент уже все отсняли. Также у нас там построена достаточно большая декорация – столовая. Позже мы ее отдекорируем в полковой клуб, деревенскую школу.
– Если сравнивать декорации в павильоне и на натуре, где комфортнее? И в чем главная разница и отличие?
Александр: Съёмки в павильонах значительно упрощают производство. Может, они несколько дороже, поскольку за окнами необходимо выставлять какие-то заготовленные пейзажи, необходим хромакей. Может быть, в этом минус, но, с другой стороны, с точки зрения света, самого удобства в производстве – есть большой плюс. Снимать интерьер на натуре не всегда целесообразно. Если нам нужна бревенчатая изба или мазанка, то ехать в какую-то далекую деревню по производству получается дороже и не всегда так, как это нам хочется. Идеальное сочетание экстерьера и интерьера – везение. Особенно под определенные задачи. Снаружи все может выглядеть красиво, но внутри съемочной группе не развернуться, темно… Могут возникать проблемы с установкой света и камеры. В павильоне же можно, например, взять и отставить стеночку. В бревенчатой избе на натуре этого не сделаешь. Ну, и требуются различные согласования. С соседями, например. Хозяин дома может неправильно расценить возможности съемочной группы или просто не пустить нашу команду к себе. Вот с точки зрения производства и качества, которое хотелось бы достичь, павильон идеальный вариант для того, чтобы снимать кино.
– Большинство декораций строится из фанеры, однако у вас присутствуют и деревянные доски и даже бревна в довольно большом объёме. Специально ли было выбрано именно так?
Александр: Все дело в специфике наших декораций. Например, при помощи фанеры невозможно имитировать настоящее бревно, то же касается и землянки, где должен быть потолок из брёвен. У нас также изба бревенчатая, но там мы использовали не бревна, а задекорировали доски разной толщины. На одной фанере, к сожалению, декорации не построишь, особенно если это какая-то историческая декорация, подразумевающая определенную фактуру дерева. Понятно, что нельзя воплотить в павильоне оригинал, но можно максимально приблизиться к реальности. Дальше дело за камерой и оператором.
– Есть ли у ваших декораций какие-то особенности? Например, на некоторых проектах делают пенопластовые резные украшения, лепнину.
Александр: У нас тоже достаточно часто использовался пенопласт. Нам нужна была фактура камней и мы их сначала вырезали из пенопласта, после обфактуривали. На самом деле каждая декорация имеет свою особенность, поэтому-то они и строятся. У нас есть специально заказанная мебель для декорации. Например, парты и доска для полкового клуба, который располагается по сюжету в школе – сделаны на заказ. Таких уже не найти. Более того, у наших парт есть сюжетная легенда – их строил местный плотник и поэтому они немного отличаются от стандартных.
– Где еще строились декорации, помимо павильонов «Ленфильма»?
Александр: Мы строили военный аэродром и небольшую деревню под Оренбургом. Вот, например, интерьер полкового клуба в павильонах «Ленфильма» – именно интерьер, а натурную часть мы строили в оренбургских степях. Там была проблема с погодой. За полчаса заметало дороги так, что невозможно было проехать. Ну и декорации. Их, конечно же, тоже заметало так, что приходилось постоянно расчищать.
В основном погодные условия вызывают большую сложность при постройке декораций, потому что надо предусмотреть, чтобы снег их не завалил больше, чем надо. А в оренбургских степях погода быстро меняется. Когда снега нет, его приходится набрасывать, чтоб было видно, что зима. А в какие-то дни снега настолько много, что перебор. У нас был случай, когда съёмочная группа застряла настолько сильно в этих степях, что ее уже выручали при помощи МЧС. Погодные условия для работы были очень сложные.
– А как-то укрепляются декорации на натуре?
Александр: Обязательно, но это опять же зависит от специфики декораций. Допустим, у нас были две стены в кадре, а задняя сторона вообще никак не декорировалась, потому что на это нет смысла тратить деньги. Из-за этого получался некий парашют, который необходимо укреплять, чтобы декорацию не сдуло. Все это укрепляется тросами в противоположном направлении от кадра. Не дай бог декорация упадет и кто-то пострадает.
– Когда художник работает на историческом фильме, он должен ознакомиться с историей и погрузиться в контекст. Вы использовали архивные материалы?
Александр: Любая историческая декорация строится, проектируется и рисуется по эскизам на основе исторических материалов. Для каждой декорации были выбраны определенные референсы, тут еще существует специфика в том, что даже с точки зрения толщины бревна, если мы перемещаемся по просторам нашей родины, ближе к югу бревно должно быть тоньше, так как там степной ландшафт, а мы как раз снимаем Сталинградскую область. Там в принципе одни степи. Это же и касается величины печки, окон. Если это сибирская деревня, то там огромная русская печка. Если это мазанка, то более компактный вариант русской печи. Такие нюансы существуют не только исходя из исторического промежутка, которые мы снимаем, но из места, где находится та или иная декорация. Все это надо учитывать.