Поделиться новостью —

Читайте также

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

13 Ноября 2024

Повторный прокат легендарного "Чапаева"

К списку новостей

Инга Ильм: «Мне кажется, нет ничего удивительнее реальности»

18 Апреля 2023

В преддверии выхода киноальманаха «Арт и Факт» на интернет платформах продолжаем рассказывать вам о членах съемочной группы. Новое интервью нам дала Инга Ильм – актриса, историк искусств и автор идеи сценариев «Арт и Факт».

«Есть такой миг, когда встречаются Небо и Земля – миг, когда рождается произведение. И это касается не только изобразительного искусства, любого творчества. Занавес над этой тайной я и попыталась приоткрыть»

– Инга, расскажите, что вас вдохновило на разработку идеи проекта «Арт и Факт?»

- После окончания факультета истории и теории искусства МГУ меня прямо разрывало от знаний. Мне нужно было скорее ими делиться. Так увидела свет книга «Моя Италия». Она посвящена искусству этой мировой сокровищницы. Министерство Италии по туризму сочло мою работу вкладом в культурное взаимодействие между нашими странами. Вручение премии проходило на вилле знаменитого итальянского кинорежиссера Лукино Висконти. До начала церемонии я бродила по дому маэстро, где он имел обыкновение работать над своими сценариями, и меня осенило – кино самый увлекательный способ передачи информации! И я предложила киностудии «Ленфильм» сценарий – историю жизни Ореста Кипренского. Мне захотелось приоткрыть тайну его сердца, помочь зрителю заглянуть по ту сторону холста, оказаться в мастерской художника в момент работы над произведением. Эта идея оказалась универсальной. Ее было решено положить в основу не одного фильма, но целого сериала. Как вы понимаете – он бесконечен! Русские художники – слава страны, только мы все привыкли к их величию. Забыли! Как о том, что умеем дышать. Их картины печатают на конфетных обертках, в учебниках, они просто часть нашей жизни. Но если остановиться и на секунду задуматься: что же стоит за каждым из произведений, которые потрясли мир? И вот бы попробовать приблизить переживания человека, который жил сто, двести лет назад, рассказать, как рождалось на свет то, что сегодня кажется скучной классикой. Это стало для меня настоящей творческой задачей. Так две школы – русского театра и русского искусствоведенья, оказались «в одном флаконе».

– Почему именно эти полотна и художники выбраны для экранизации?

- Я решила не ходить далеко, открыла учебники по русскому языку и литературе, чтобы посмотреть, о чем пишут сочинения современные школьники, кого знают все без исключения. И мне тотчас захотелось оживить именно эти тусклые иллюстрации, рассказать, почему великий художник вдруг решил написать ту или иную картину. Или что остановило его в чужом лице, зовет запечатлеть? Есть такой миг, когда встречаются Небо и Земля – миг, когда рождается произведение. И это касается не только изобразительного искусства, любого творчества. Занавес над этой тайной я и попыталась приоткрыть.

– Расскажите, пожалуйста о том, как создавались образы героев новелл?

- Конечно, все герои хорошо знакомы мне по университетской программе, но работа над сериалом дала возможность погрузиться в ту жизнь, что остается за пределами интересов академической науки. Каждый из творцов уникальная личность и, меняя жанр киноновеллы, я старалась таким образом передать общую тональность отдельно взятой человеческой жизни. Например, Шишкин был страшный хулиган и большой шутник, Перов был глубоко погружен в жизнь простых людей, о чем оставил свои пронзительные воспоминания. И так далее. Мне было важно, чтобы за каждым именем возникал человек, приближался к нам, становился понятным, насколько, конечно, это вообще возможно.

– Несмотря на то, что это всем известные личности, вы привнесли какое-то свое видение, некий художественный взгляд в новеллы?

- Я старалась быть максимально достоверной, мне кажется, нет ничего удивительнее реальности, она гораздо богаче любой фантазии. Но в процессе съемок было решено внести изменения в мой научный подход. Будет интересно увидеть, как отзовется на это зритель. В любом случае, всегда важно найти точный баланс, и я верю, что в конце концов мы с этим справимся.

– Скажите, из каких источников вы черпали материал?

- О! Это было страшно увлекательное чтение – письма, дневники, мемуары. И все это так трогательно! Ведь про одно и то же событие каждый рассказывает по-своему. И среди великих есть самые настоящие сплетники и злодеи, и люди чрезмерно доброжелательные, и отчаянные спорщики. Сопоставлять год создания полотна и те события, которые происходили в реальной жизни, по крупицам, словно пазл, собирать ситуации, которые случались внутри мастерской, обнаруживать намеки на те размышления, которым предаются герои… Захватывающе! И некоторые монологи в нашем кино действительно реальны. В сценарии остались рассуждения Перова, резкости Врубеля и почти вся новелла Борисова-Мусатова состоит из его собственных слов.

– Есть ли у вас идеи для продолжения проекта? Если да, то какие личности могут предстать на экране в дальнейшем?

- Я очень рада, что в нашу идею поверили. На конкурс Президентского фонда культурных инициатив было прислано более 10 000 заявок, наша была одобрена. Проект только начался. Пока ко встрече со зрителем готовы лишь четыре новеллы – это пробный шар. Своей очереди ждут рассказы о Репине, Айвазовском, Брюллове, Кипренском, которые мы оставили себе “на сладкое”. Есть еще много идей, пусть пока они будут секретом. Все истории уже написаны, наша творческая группа сработалась. Мы готовы к свершениям!

Проект «Арт и Факт» реализуется на базе киностудии «Ленфильм»при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.