13 мая исполнилось бы 100 лет выдающемуся композитору, лауреату Государственной премии России, трехкратному обладателю кинопремии «Ника» – Исааку Иосифовичу Шварцу.
За свой творческий путь Исаак Шварц написал три балета, симфонию, музыку к 35 театральным постановкам и много других произведений. Но особое место в его творчестве занимают чарующие мелодии к более чем 120 фильмам.
Пожалуй, нет в нашей стране человека, кто не был бы знаком с музыкой этого замечательного композитора, нашего современника, жившего тихо и скромно в небольшом поселке Сиверский в Ленинградской области в 70 километрах от Санкт-Петербурга: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дерсу Узала», «Белое солнце пустыни», «Станционный смотритель», «Женя, Женечка и «катюша»», «Соломенная шляпка» и многие другие.
«Как я стал композитором?»
Исаак Иосифович часто возвращался к одному детском воспоминанию – в интервью, документальных фильмах, на встречах. Стоило только задать ему вопрос: когда он решил стать композитором? Многие не смогли бы, наверное, ответить, а он точно помнил. Исаак Шварц улыбался, снова и снова вспоминая тот день, и неспешно говорил:
«Не могу сказать, что композитором хотел стать с самого раннего детства. Я мечтал стать кучером. Мне очень нравились лошади. В Ленинграде в 30-е годы была конная милиция. Видя лошадей, я всегда останавливался и любовался ими. А желание стать композитором пришло позже… Я только что переехал в Ленинград, и моим первым сопровождающим по городу был дальний родственник Юлик Брудный. Помню, на углу улицы Марата и Невского проспекта был музыкальный магазин. Мы там как-то остановились, смотрели на витрины, обсуждали выставленные там инструменты, и в какой-то момент Юлик произнес слово «композитор». Я не знал значения этого слова и спросил у него: «Кто такой композитор?». Он ответил: «Это человек, который пишет музыку». Мне так понравилось это слово! И тогда я сказал: «Я буду композитором». Уже в детстве я очень любил слушать музыку, петь, сочинять. У меня сохранился дневник, в котором я записывал свои «опусы» – это, кошмар, конечно…».
Справедливости ради надо отметить, что музыканты не разделяют мнение Шварца относительно его ранних произведений. То, что он называет «кошмаром», они считают очень интересными мелодиями.
Становление
Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в Ромнах (ныне Сумская область Украины) в интеллигентной еврейской семье, где ему и его старшим сестрам Софье и Марии с детства привили любовь к чтению и музыке. После убийства Кирова семья Шварца попала под репрессии. В декабре 1936 года отец Исаака Иосифовича был арестован. На всю жизнь композитор запомнил последнее свидание с отцом в ленинградской пересыльной тюрьме перед его этапированием… Летом 1937 года семью Шварца выслали из Ленинграда в город – Фрунзе. В столице Киргизии Исаак начал брать уроки композиции у педагога Владимира Фере. А летом будущий композитор подрабатывал в открытом кинотеатре тапером на показах немых картин. Перед самой войной Шварц работал концертмейстером в Киргизском государственном театре.
Война
О войне Исаак Шварц рассказывать не любил и не считал себя ее участником. У него никогда не было «корочки» участника войны, никакими льготами он не пользовался. Поскольку Исаак Иосифович был сыном «врага народа», в начале войны на фронт его не взяли, он попал в Трудармию. Подразделения этой организации обслуживали казармы новобранцев, работали на кухне, мыли «сортиры», выполняли хозяйственную работу.
В 1942 году, когда на фронте стало совсем горячо, Исаака вместе с другими трудармейцами отправили под Харьков. Как вспоминал Шварц, на войне их постоянно куда-то перебрасывали, но страшны были не пешие переходы, а массированные минометные обстрелы. «Когда мины летят с жутким свистом, люди не знают, куда бежать и бежать ли вообще». В один из таких обстрелов на его глазах погибли почти все друзья. Сам же Шварц получил контузию, несколько месяцев ничего не слышал и не мог разговаривать, но молодой организм восстановился.
После госпиталя начался новый виток в жизни Шварца. Его не отправили на фронт. Ему поручили создать ансамбль. В те годы в эвакуации собралось много музыкантов. Исаак Иосифович стал художественным руководителем Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. Он создал несколько музыкальных бригад, которые давали концерты на передовой. Когда они собирались во Фрунзе – играли для раненых в военном госпитале.
Махмуд Эсамбаев
В годы войны Шварц подружился с Махмудом Эсамбаевым, будущим народным артистом СССР. Знакомство произошло так: Шварцу передали, что его спрашивает «какой-то оборванец». Исаак к нему вышел, а тот спросил: «Есть ли какая-нибудь работа?». Было ясно, что молодой человек – один из депортированных чеченцев. Шварц взял его рабочим сцены, хотя их ансамбль в этом не нуждался. Махмуд некоторое время открывал занавес перед выступлениями. А однажды, когда Махмуд стал окончательно «своим» в коллективе, своим настолько, что его начали называть Мишей, он попросил разрешения показать один танец. То, что увидел Шварц, его потрясло. Махмуд обладал фантастической гибкостью и пластикой. Вопросов не было, Эсамбаева записали в ансамбль. Вскоре ему выписали двойной поек, чтобы он мог поддерживать свою семью. Прошло немного времени, и Фрунзе был завешен афишами премьеры балета в Киргизском театре оперы и балета и крупными буквами значилось, что в главной роли – Махмуд Эсамбаев.
После войны, новое начало
После Победы Шварц демобилизовался и отправился в Ленинград, поступать в консерваторию. Это было мечтой его детства.
Еще во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Дмитрия Шостаковича, Марией Дмитриевной, которая тоже была ссыльной. Мария была пианисткой, работала в Киргизском театре оперы и балета. Шварц подрабатывал там же, аккомпанировал балету, был концертмейстером певцов. Мария Дмитриевна быстро заметила талантливого молодого человека Шварца, и они подружились. Когда Мария уезжала из ссылки, она написала письмо Дмитрию Шостаковичу и передала его Шварцу в качестве рекомендации.
Шостакович хорошо принял Шварца. Оказалось, в прошлом семьи Шостаковичей и Шварцев были знакомы. И Дмитрий Дмитриевич порекомендовал Исаака Иосифовича в консерваторию.
В послевоенные годы в ряде вузов обучение было платным. Дмитрий Шостакович оплачивал учебу Шварца, о чем тот даже и не знал. Вскрылось это случайно через многие годы.
Работа в кино
Но, пожалуй, главной в творчестве Шварца стала работа в кино.
Исаак Шварц всегда жил по принципу Чайковского: «Не ждите вдохновения – работайте каждый день». Исаака Иосифовича никогда не читал сценарии, потому что считал, что это всего лишь скелет, на который потом режиссер нанизывает «мышцы». Он всегда начинал работать, после просмотра чернового материала фильма. Ему было важно почувствовать динамику, понять, какой будет монтаж, темп, как говорят актеры. Но и это было еще не все. Он приступал к написанию музыки только после обстоятельной беседы с режиссером. Исаак Шварц считал, что никто, кроме режиссера, не знает, какая должна быть музыка.
Кстати, не всегда режиссеры принимали концепцию композитора. Бывали и «жаркие дискуссии», но Исаак Иосифович умел убеждать. Режиссеры понимали, что таланту, интуиции и пониманию драматургии Шварца можно верить. Самые теплые воспоминания остались у Шварца от работы с Владимиром Мотылем, Петром Тодоровским, Михаилом Швейцером, Владимиром Венгеровым и Григорием Ароновым. В мемориальном Доме-музее, в Сиверской, в его рабочем кабинете можно увидеть множество фотографий с автографами режиссеров и актеров.
Пожалуй самыми известные композиции Шварца к фильмам, были именно у режиссера Владимира Мотыля: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и “катюша».
К работе над фильмом «Женя, Женечка и “катюша» Шварц подключился не сразу. Режиссер Владимир Мотыль пригласил его после того, как расстался с предыдущим композитором, о чем Исааку Иосифовичу не сказал. В том был свой умысел, Мотыль знал, что Шварц очень не любил работать «после кого-то», считая, что он предает коллегу по цеху. Шварца на «Ленфильме» отговаривали работать с Мотылем, поскольку считали его очень сложной личностью. Но все выработанные годами правила на сей раз не сработали. Шварц с Мотылем подружились. Мотыль познакомил композитора с Окуджавой. Мотыль взял текст Окуджавы «Капли датского короля», и Исаак Иосифович написал к ней музыку. Именно Шварц уговорил Окуджаву спеть последний куплет новой песни с оркестром, что в дальнейшем вызвало настоящий фурор. Так сложился сильный творческий дуэт Шварц – Окуджава, который создал потрясающие песни к кинофильмам.
Сиверский
Жил Исаак Шварц очень скромно. Уютный дачный домик в поселке Сиверский в 70 километров от Ленинграда – Петербурга никак нельзя назвать ни дворцом, ни усадьбой. Даже больно думать, как коротал тут зимы композитор. Но, похоже, не за комфортом он сюда ехал. Исаак Иосифович перебрался в поселок, чтобы творить, – и практически все его знаменитые мелодии родились тут.
К небольшому дому композитор пристроил флигель с кабинетом, в котором две трети пространства занял рояль. Остальное – полки с нотами, книгами и журналами. Каждое утро Исаак Шварц начинал с прослушивания «Радио Орфей». В доме всегда звучала музыка.
Дня не проходило, чтобы к Шварцу на машине или электричке не прибывал «десант» из актеров, режиссеров. В крошечный кабинет с роялем набивались гости: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьев, Иосиф Бродский, Владимир Мотыль, Родион Щедрин.
Когда Шварц писал музыку к картине «Дерсу Узала», получившей «Оскар», в Сиверский из Японии наведывался великий Акира Куросава.
Но чаще других у Шварца гостил его друг Булат Окуджава. Во флигеле на чердаке он подолгу жил и писал исторические романы.
Сегодня в доме Исаака Шварца на Пушкинской улице открыт музей. Добраться до него просто: электропоезд с Балтийского вокзала до станции Сиверская, далее на автобусе № 511 или 1 до остановки Пушкинская улица.
В музее всегда много посетителей. Здесь стоит побывать не только для того, чтобы узнать, как создавались легендарные мелодии, но и понять простую истину: у кого есть любимое дело, ничто остальное не имеет значения. А если у него еще есть настоящие и преданные друзья, он никогда не останется в одиночестве.
30 июня на «Ленфильме» откроется выставка «По волнам киномузыки Исаака Шварца» и проработает до конца лета. Выставка будет создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.