7 июля 1908 года родился режиссер Герберт Раппапорт.
Его судьба удивительна: родился в Вене, работу в кинематографе начал в Германии, Австрии, Франции, продолжил – в США. В 1935 студию «Парамаунт» посещал руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий, и предложил Раппапорту, придерживавшемуся коммунистических взглядов, переехать в СССР.
Вся дальнейшая жизнь режиссера с тех пор была связана с «Ленфильмом». До войны он поставил здесь антифашистскую драму «Профессор Мамлок» (1938) с Василием Меркурьевым, Юрием Толубеевым и другими известными актерами, «Музыкальную историю» (1940) и другие фильмы. В 1941 году Раппапорт получил советское гражданство и женился на художнице по костюмам Лидии Шильдкнехт. Постепенно освоил русский язык.
Когда Ленинград начали бомбить, Раппапорт, как и многие другие ленфильмовцы, переехал жить в бетонированный подвал студии. Вместе с беременной женой режиссер пережидал там бомбежки.
По дороге в эвакуацию судьба забросила Раппапорта в Вологду, где он поставил один спектакль в местном драматическом театре. По легенде, режиссера, одетого в хорошую заграничную одежду, приняли за шпиона, и ему пришлось поставить этот спектакль, чтобы доказать, что он и правда режиссер. В этом городке в семье Раппапорта произошло радостное событие – появление на свет сына.
Герберт Раппапорт вспоминал, что находясь в эвакуации в Алма-Ате, мечтал о большом, серьезном фильме, не удовлетворяясь постановкой незатейливых сюжетов для боевых киносборников. Однако ему поручили не драматическое военное полотно, а музыкальную комедию. Этот жанр в то время был куда важнее для поддержания духа бойцов, воевавших на передовой. Так появился фильм «Воздушный извозчик» (1943). Раппапорт хотел, чтобы главную роль сыграла Людмила Целиковская. Однако она в тот момент находилась в Омске, и дорога до Алма-Аты через страну, находящуюся на военном положении, могла занять непредсказуемо долгое время. К тому же, в эвакуации на ЦОКС присутствовал целый штат из 170 актрис. Но режиссер был непреклонен: все эти актрисы были драматическими, и никто из них не мог петь и танцевать так, как Целиковская. В результате Раппапорт добился своего: несмотря на недовольство руководства студии, Целиковская все-таки приехала и снялась в фильме, который в годы войны имел большой успех.
«Признаюсь, в дни войны я завидовал Ф.Эрмлеру, братьям Васильевым и другим режиссерам, ставившим серьезные фильмы о героической борьбе советского народа. Но мне кажется, что и мы, постановщики комедий, делали тогда свое важное и нужное для победы дело», – вспоминал режиссер.
После войны Герберт Раппапорт вернулся с семьей в Ленинград и продолжил работать на «Ленфильме». Он снял несколько детективов, в частности, популярный фильм «Два билета на дневной сеанс» (1966) с Людмилой Чурсиной и Александром Збруевым, который стал лидером советского проката.
Несмотря на то, что некоторые фильмы Раппапорта «ложились на полку», в общем и целом советская власть была благосклонна к режиссеру: в 1948 ему была присуждена Сталинская премия второй степени за фильм «Жизнь в цитадели»; в 1951 — Сталинская премия второй степени за фильм «Александр Попов» (1949), в 1952 — Сталинская премия третьей степени за фильм «Свет в Коорди». В 1980, за три года до смерти, – звание народного артиста РСФСР.
Раппапорт никогда не делился своими впечатлениями о Советском Союзе, но признавался в любви к Ленинграду: «Я видел много городов, но Ленинград поразил меня числом архитектурных ансамблей. Я люблю Вену, Париж, но Ленинград уникален… Многие не имеют представления о том, в каком удивительном городе они живут», – эти слова режиссера приведены в воспоминаниях писателя и сценариста Михаила Кураева «Ленфильм» был!».
Герберту Раппапорту посвящен забавный эпизод в «Записных книжках» Сергея Довлатова:
«В Ленинград приехал знаменитый американский кинорежиссёр Майлстоун. Он же Лёня Мильштейн из Одессы. Встретил на Ленфильме друга своей молодости Герберта Раппапорта. Когда-то они жили в Германии. Затем пришёл к власти Гитлер. Мильштейн эмигрировал в Америку. Раппапорт – в СССР. Оба стали видными кинодеятелями. Один – в Голливуде, другой – на «Ленфильме». Где они наконец и встретились. Пошли в кафе. Сидят беседуют. И происходит между ними такой разговор. Леонард Майлстоун: «Я почти разорён. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр…» Герберт Раппапорт: «А у меня как раз всё хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провёл в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня «Жигули». Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц…»