Поделиться новостью —

Читайте также

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

13 Ноября 2024

Повторный прокат легендарного "Чапаева"

К списку новостей

Татьяне Пилецкой - 95!

02 Июля 2023

Народная артистка России Татьяна Львовна Пилецкая отмечает большой юбилей. И сегодня, в свои 95 лет, актриса продолжает сниматься в кино, играть в театре, проводить творческие встречи со зрителями. Она полна энергии и поражает своим трудолюбием.

Татьяна Львовна стала выпускницей хореографического училища в 1945-м, победном году. В 1948-м окончила драматическую студию при Ленинградском Большом драматическом театре имени Максима Горького (ныне – Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова).

В качестве артистки балета Пилецкая служила в Ленинградском театре музыкальной комедии и Ленинградском театре эстрады и миниатюр, была драматической актрисой в Театре-студии киноактера при «Ленфильме».

Дебют Пилецкой в кино состоялся в 1946 году в эпизоде фильма «Солистка балета». Спустя год она получила первую заметную роль Даши Севастопольской в картине Григория Козинцева «Пирогов». В 1956 году вышла картина «Разные судьбы», где актриса исполнила главную роль. Эта работа принесла ей популярность.

В фильмографии актрисы десятки ролей, среди которых: «Золушка», «Княжна Мери», «Дело №306», «Мечты сбываются», «День солнца и дождя», «Прощание с Петербургом», «Возвращение», «Двое в новом доме», «И вечный бой… Из жизни Александра Блока», «Лермонтов», «Счастливый неудачник», «Роман императора», «Вербное воскресенье», «Лекарство против страха», «Северный ветер» и многие другие работы.

– Татьяна Львовна, у вас почти 50 ролей в кино, среди них есть немало звездных, известных всем. Но есть роли, о которых знают в основном Ваши поклонники. И, уверен, многим еще предстоит открыть Ваше творчество заново.

- К сожалению, по телевизору показывают только «Разные судьбы» и «Дело №306». Почему? – для меня загадка. Всякий раз в праздничные дни думаю, может, в программе появятся «Прощание с Петербургом» – мелодии вальса, Штраус, красота… Нет… Может, «Сильва», «Зеленая карета»? И тоже – нет… Почему идут «Кубанские казаки», «Цирк»? Ранние картины идут, еще старше моих… В чем дело? Я понимаю, что на телевидении свои программы, но я – актриса, моя жизнь на сцене и в кино… Уж не говорю о том, чтобы сделать какую-то передачу с моим участием. Меня, конечно, не забывают. Но берут в основном маленькие интервью, я ведь не могу новую биографию о себе рассказать, правда? Приходится придумывать разные варианты.

– Ваша первая роль – в картине «Солистка балета» 1946 года…

- Я вам все расскажу! Дело в том, что мой крестный – Кузьма Сергеевич Петрович-Водкин, наш великий художник. Он жил на Кировском проспекте (ныне Каменноостровский), этажом ниже поселился режиссер Александр Викторович Ивановский. Наши семьи подружились еще до войны. А после войны Ивановский начал снимать фильм «Солистка балета» и пригласил меня. Конечно, никакая это не роль, просто крупный план. Когда увидела картину в кино, я себе очень не понравилась! Пришла домой и прямо об этом сказала маме, что это гадость. И даже спросила, зачем же он меня взял? Первое знакомство с кинематографом – разочарование.

– Тогда вы еще не задумывались о больших ролях?

- Впервые задумалась о кино на «Золушке». Так получилось, что я тогда уже танцевала в театре как балерина. А у нас в театре работал Анатолий Королькевич, очень хороший, характерный актер. Часто заходил к нам на репетицию, спрашивал, как мы тут? Как нам работается? Подошел ко мне и спросил, сколько я получаю? Я и говорю – 650 рублей. В те времена это очень скромная сумма…

Тогда он говорит, «принеси фото, я сейчас на «Ленфильме» бываю, может, поснимаешься, подзаработаешь». И вот, тогда меня стали приглашать. Как раз, «Золушка» режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро – 4 рубля 50 копеек съемочный день. А если два, так уже 9, правда? Уже хорошо, а три еще лучше! Со мной на съемки пришли девочки балетные, соученицы мои, мы в сценах балов участвовали. И вот я смотрю… Раневская – Боже мой! А она вся такая серьезная! Янина Жеймо – Золушка – ей тогда уже было около сорока, и поэтому ее гримировали, чтобы на крупном плане свеженьким личико смотрелось… Мне сшили шикарное платье из голубой парчи, оно все переливалось и мы с девчонками танцевали, «фасонили»… Это через два года после блокады! Вы понимаете, насколько ответственно относились тогда к кино?!

Лет 7-8 тому назад мне позвонили из Москвы, спросили, не снималась ли я в «Золушке»? Да, снималась. И в чем вы были одеты? Я рассказала про наши наряды и, кстати, вспомнила, что на съемку заходил Фридрих Эрмлер, и хвалил мое платье, говорил, что оно подходит под мои голубые глаза (хотя у меня вовсе не голубые, ну, показалось, наверное). В общем, прошло какое-то время, мне в театре подают газету «Комсомольская правда» – разворот. Громкий заголовок «Какого цвета были глаза у Янины Жеймо» и дальше маленькая заметочка: «По счастью, оказалась жива ассистент режиссера Татьяна Пилецкая, которая помогла нам восстановить палитру картины»…

В «Золушке» все было красиво, а потом, когда я увидела покрашенный фильм, абсолютно все не то: ни Фаина Раневская, ни Алексей Консовский не были так одеты. И я на экране появилась в розовом платье с ожерельем на шее…

– На «Ленфильме» сохранился подлинный костюм из фильма «Золушка», костюм придворного. Он малиновый, а в покрашенной версии, оказался зеленым…

- Меня тогда журналисты из Москвы еще спросили: как вы относитесь к тому, чтобы этот фильм раскрасить? Я вообще против раскрасок. Если режиссер и оператор снимали кино в черно-белом варианте, значит, это их решение. Ведь в то время уже были цветные фильмы. Много таких примеров. Вообще черно-белое кино несет в себе определенную атмосферу, а цветное кино воспринимается менее серьезно, более легкомысленно.

– Ваша карьера началась сразу после войны. В 1945 году вы закончили хореографическое училище имени А.Я. Вагановой. И если бы не случай, могло статься, что в кино вы бы и вовсе не попали?

- Да. В Ленинград мы вернулись, когда закончилась блокада. Помню очень хорошо День Победы. Дворцовая площадь, незнакомые люди обнимались, целовались, это было счастье! Закончила школу, пошла в Театр эстрады, балетный ансамбль под управлением Роберта Иосифовича Гербека. Это мне очень многое дало: держать спину, танцевать, уметь носить туалеты.

В кино у меня изначально были небольшие эпизодики. Это не как сейчас, актриса сыграла главную роль, и она уже стала звездой. А я шла постепенно – через массовочки, карабкалась тихо-тихо, потом перешла в театр Музыкальной комедии. И вот однажды в театр приезжает ассистент режиссера и говорит, что Григорий Михайлович Козинцев начинает снимать новую картину, и хотят пригласить меня. Рассказали, что будут прогулки и проезды на лошадях. Спросили, ездила ли я верхом? Уверенно сказала – да, конечно! Хотя в жизни в седле не сидела.

Это был фильм «Пирогов». На студии мне сшили великолепную амазонку со шлейфом, цилиндр, локоны… Красота! Но, думаю, как же дальше? К счастью, меня и двух девушек, отправили на конную базу, где мы тренировались десять дней и кое-чему научились. И на съемочной площадке я получала истинное удовольствие, когда проходили конные прогулки.

Присмотревшись, как я лихо езжу верхом, Козинцев решил поручить мне роль Дарьи Севастопольской, первой русской сестры милосердия.

Работа с Козинцевым – настоящая школа. Он каждому актеру уделял огромное внимание и не жалел времени. На съемках «Пирогова» у него на стажировке были студенты из Москвы: Эльдар Рязанов, Вениамин Дорман, Василий Катанян. Он отдал меня им, а им велел научить меня говорить с украинским акцентом и низким голосом. Они со мной репетировали, и ему показывали.

«Пирогов» – первая картина, где я указана в титрах. Вероятно, я не очень подвела Григория Михайловича, он меня потом пригласил на фильм «Белинский».

А вот после «Белинского» был небольшой перерыв. Меня приняли в студию ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, моим педагогом стала Ольга Георгиевна Казико, замечательная актриса. Мы с ней через много лет встретились в кино, в «Невесте» по Чехову, она играла мою бабушку.

– После этого у вас была большая роль Тани Огневой в фильме «Разные судьбы».

- До Тани еще далеко, перед этим еще было много ролей. Дальнейшая встреча с кинематографом связана с именем замечательного актера Александра Вертинского.

Александр Николаевич приехал с концертом в Ленинград, мамина приятельница, знавшая его в те далекие времена, сказала мне: «Пойдем на концерт! Ты обязательно должна познакомиться с творчеством этого уникального артиста». В антракте она повела меня за кулисы. Александр Николаевич отдыхал, пил кофе и спросил меня, чем я занимаюсь? Я сказала: «Снимаюсь немного в кино». Он одобрил и сказал «Да-да, с такой внешностью надо сниматься в кино». Я посещала все его концерты, когда он приезжал в Ленинград с гастролями. И вот, в один из его приездов, когда Александр Николаевич уже снялся в фильме «Анна на шее», в антракте я зашла за кулисы, и он мне говорит: «Голубчик, сейчас на студии Горького начинают снимать «Княжну Мери». Вера – вот ваша роль! Принесите свое фото, я передам на картину». Вот так с легкой руки Александра Николаевича Вертинского родилась роль Веры в кинокартине «Княжна Мери».

Дальше, параллельно с этим – «Дело №306» на «Мосфильме», симпатичная роль следователя. Постоянно показывают по ТВ «Разные судьбы» и «Дело №306» – первый детектив того времени. Недавно по «Культуре» показывали передачу о том, как снимали этот фильм, там и мое интервью было.

«Княжну Мери» снимали в Пятигорске, Кисловодске. Режиссер — Исидор Анненский. Партнерами моими были Анатолий Вербицкий и Леонид Губанов. Уже ни того, ни другого в живых нет. Съемки были очень спокойные. Меня сначала хотели на роль Мери, но я уже была старше 17-18 лет. Глаза должны были быть карие, а у меня другие, меня перекинули на Веру. Поездки были по местам, которые написаны у Лермонтова. Картина вышла и прошла без особого интереса. У меня остались только маленькие отрывки, сцена с Печориным (Анатолий Вербицкий). Но для меня, как актрисы, эта роль была значимой. Много опыта.

– «Пирогов», «Золушка», «Княжна Мери» и вдруг «Дело №306». В основном все ваши роли — это дамы, платья и т.д., а тут – криминалист. Это ведь совершенно другой образ.

- Режиссером был Анатолий Рыбаков. Было трудно вжиться в эту роль, уметь фотографировать. Вроде бы, удалось. После этой роли меня послали на фестиваль, в Венецию, на месяц.

На «Княжне Мери» на съемки постоянно приходил режиссер Леонид Луков. И он мне предложил познакомиться со сценарием «Разные судьбы». Леонид Давыдович никого не пробовал на роли, так присматривал. Утвердил сразу Конюхову, Панич и меня.

Меня часто спрашивают, зачем я согласилась на такую роль? А в чем дело? Замечательная роль! Правда, меня после этого фильма закидали письмами. Как вы могли? Такой парень!!! Но это же не я, это же роль! До сих пор храню все письма. Много разных писем. Я счастливая актриса. Счастливая.

После картины «Разные судьбы», в 1958 году снимался фильм «Олеко Дундич», где я играла роль Гали. Во время съемок в Югославии произошел очень смешной эпизод. Однажды я нашла ювелирную мастерскую и купила набор из серебра с янтарем: браслет, кулон, и сережки. И вот, лет 10 назад, я надеваю сережки, а одна сломалась, серебро же. У Бори (муж Татьяны Львовны — Борис Агешин, 1940-2018) проходили гастроли в той стране. Я ему говорю: там параллельно с отелем улица небольшая и маленькая мастерская, может быть, она существует, возьми эту сережку, покажи. И что вы думаете? Он нашел эту мастерскую, мастер узнал свою работу, забрал сломанную, дал новый ювелирный комплект. Вот как бывает, представляете…

– Не могу не спросить про «Зеленую карету».

- Небольшая роль, но мне было очень интересно. Хорошие актеры, приятный фильм. А потом было «Прощание с Петербургом». Мне запомнился Гирт Яковлев, замечательный актер из Риги, который играл Штрауса. Несколько лет назад директор театра «Приют комедианта» провел гастроли в Вене. Мы играли спектакль с Иван Ивановичем Краско «Заноза». Тогда директор устроил нам 3-х часовую экскурсию по Вене, и конечно, в парк! Там скульптуры Моцарта и Штрауса, сели в машину, и экскурсовод рассказывает, что Штраус был влюблен в русскую девушку, а его «суровая мамаша» была против этого брака. А я ей говорю: «я та самая суровая мамаша». Я подошла к Штраусу, он весь золотой, со скрипкой. Вспомнила фильм. Хорошие воспоминания. Потом «Сильва» – все знакомо было. Сама танцевала не раз. Такие воспоминания, жизнь большая.

– Любимые фильмы?

- Сложно сказать. Но вот, буквально недавно я вручала премию любимому актеру – Владимиру Машкову. Фильм «Ликвидация» – шикарная картина.

Киностудия “Ленфильм” поздравляет Татьяну Львовну с юбилеем и желает прекрасного самочувствия и интересной творческой жизни!