1 августа 1983 года состоялась премьера фильма «Торпедоносцы» режиссера Семена Арановича. Кинокартина создана по мотивам неоконченной повести Юрия Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна» и посвящена летчикам Северного флота.
1944 год. Место действия – Заполярье. Полк морской авиации базируется на небольшом аэродроме. Для летчиков это одновременно и фронт, и тыл. Они выполняют боевые задания и возвращаются к своим семьям.
Семен Аранович как-то назвал свой фильм историей о советских камикадзе. Ведь каждый вылет на операцию по уничтожению вражеских целей мог оказаться роковым.
Здесь нет одного главного героя – героем становится каждый. Как, впрочем, и на любой войне.
Летчики-ветераны Великой Отечественной войны называют этот фильм самым реалистичным – более правдоподобных кинолент о советской авиации не сняли ни до, ни после. И неудивительно, ведь сам Аранович после окончания Высшего военно-морского авиационного училища служил штурманом на Северном флоте. Режиссером он стал после авиакатастрофы.
В ролях снялись Родион Нахапетов, Алексей Жарков, Андрей Болтнев, Станислав Садальский, Татьяна Кравченко, Вера Глаголева, Надежда Лукашевич, Александр Филиппенко, Всеволод Шиловский, Юрий Кузнецов и другие.
Исполнителям ролей нравился сценарий, все трудились с максимальной самоотдачей: вместе мерзли по 12 – 14 часов во время съемок, вместе импровизировали, уточняли детали и подробности. Представляется символичным, что многие артисты, не занятые в тот или иной день, приезжали на площадку, чтобы сопереживать, видеть, как работают их товарищи.
Торпедные атаки снимались в натуре. Причем делали это «под хронику», чтобы создавалось ощущение документальности происходившего. При монтаже в фильм вошли и подлинные кадры, снятые в годы войны. Первую атаку оператор показал намеренно очень длительной (она идет на экране почти семь минут), чтобы зрители четче ощутили героев, поняли, что есть «быт войны». Очень важно было воссоздать время и атмосферу, в которой жили и работали торпедоносцы. Большое значение отводилось музыкальному строю фильма, в него включены мелодии, популярные в сороковые годы. Они ненавязчиво присутствуют в киноленте постоянно.
Торпедоносцы летали на машинах Ил-4. А такой самолет в единственном экземпляре был только на пьедестале перед Музеем авиации Северного флота в Мурманске. Самолет, который занят в картине, энтузиасты и сотрудники музея отыскали в тундре, он был подбит в результате прямого попадания в кабину. Машину отремонтировали в кратчайшие сроки.
Семен Аранович привнес в игровое кино из документального внимание к деталям, точность и цепкость взгляда, «документалистскую» любовь к подробностям. И здесь не упускает ничего. В финале картины идет долгий показ фотографий. На безмолвном экране сменяют друг друга лица людей в форме морской авиации. Нет закадрового текста, нет музыки. И зритель не может знать, погибшие это люди или уцелевшие. Здесь они равны – живые и мертвые.