Сегодня 85 лет исполняется народной артистке РСФСР Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Будущая актриса родилась в Ленинграде, в детстве занималась в драмкружке Дома кино, а снялась в кино впервые на «Ленфильме» еще до окончания ВГИКа: в 1955 году сыграла эпизодические роли в фильмах «Два капитана» и «Максим Перепелица».
Широко известны героини, воплощенные Федосеевой-Шукшиной в фильмах её мужа, режиссера Василия Шукшина, — это простые русские женщины, искренние, доверчивые, но наделённые внутренней силой.
На «Ленфильме» же Шукшиной удалось создать ряд совсем других образов. Она стала одной из любимых актрис Динары Асановой. Так появился, например, образ интеллигентной учительницы химии из фильма «Ключ без права передачи» (воспоминания Федосеевой-Шукшиной об этой работе опубликованы в сборнике «Динара Асанова. У меня нет времени говорить неправду»):
«Я приехала на кинопробу на «Ленфильм» и сразу в гримерную: хотелось как-то изменить свой внешний облик, потому что после картин В. Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная» мне предлагали роли только сельских женщин, а тут — учительница, да еще ленинградская… Подобрали парик — удачный, тем более парики тогда были в моде — год 1976-й. В своей одежде: юбка и батник (тоже мода тех лет), накинутая на плечи искусственного меха шуба. Грима никакого не делали, ни к чему… Сижу в актерской комнате, что рядом с павильоном, учу текст и жду вызова на съемочную площадку, на репетицию. Входит Динара, с ней второй режиссер Людмила Кривицкая (замечательный человек, редкий в своей профессии работник, а для Динары — незаменимый), с улыбкой осматривают меня и — краткое: «Пошли на съемку». Иду и думаю, что репетиция, наверно, будет в павильоне со школьниками — разговор о роли, о сценарии и так далее. Входим в павильон, вижу: сидит класс. При моем появлении на мое строгое: «Здравствуйте, ребята» — встают. «Садитесь. Кто сегодня дежурит?» — смотрю в учительский журнал-сценарий с открытой страницей текста, далее — точно по написанному и… сцену проиграли. По окончании подошла Динара, смеясь, сказала: «Спасибо большое, съемка окончена, вы свободны, можете ехать в Москву, будем звонить». Оторопь взяла от такой кинопробы. Спохватилась, тут же поблагодарила ребят, съемочную группу, спросила у оператора Д. Долинина (а мы с ним еще по институту были знакомы): «Что, действительно снимали?» Доброжелательная улыбка: «Конечно». Это потрясающе! Таких кинопроб у меня не было: чтоб пять минут съемок, да еще без репетиций, по ходу сцены, импровизация, подхваченная ребятами. Интересно! Удивительно! Очень захотелось посниматься у такого режиссера. Роль прекрасная, острохарактерная, для меня неожиданная, что-то новое».
На «Ленфильме» Федосеева-Шукшина снялась также в фильмах «Даурия», «Беда», «Жена ушла», «Никудышная», «Что бы ты выбрал?», «Други игрищ и забав», «Гори, гори ясно…», «Букет мимозы и другие цветы», «Рукопись», «Паром «Анна Каренина».