40 лет назад на киностудии «Ленфильм» завершилось производство фильма «Завещание профессора Доуэля» режиссера Леонида Менакера. Картина была снята по мотивам романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».
Действие перенесли из Парижа в некую англоязычную страну второй половины XX века. Профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия и охотно делился с коллегами результатами своих рискованных экспериментов. Перед смертью ученый завещал, чтобы, используя его методики, ученики его оживили. Доктор Корн, один из любимчиков и лучших последователей Доуэля, решил обмануть своего наставника и оживил только голову ученого, пытаясь воспользоваться результатами его работы в собственных целях.
В фильме снимались Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Валентина Титова. Наталья Сайко, Алексей Бобров, Николай Лавров и многие другие.
Музыку к фильму написал уже известный композитор Сергей Баневич. Специально для фильма он пригласил камерный хор, который воспроизводил голосами шорохи, шумы моря, ветра, мистические интонации обычных бытовых вещей. Эта идея добавила фильму таинственности и загадочности, свойственной фантастическому сюжету.
Ольгерт Кродерс – блестящий латвийский актер и театральный режиссер, уже снимался у Менакера в фильме «Никколо Паганини». На сей раз ему выпала непростая задача исполнить роль профессора Доуэля. Причем сложность заключалась в том, что Кродерсу предстояло играть одну лишь голову – без рук, ног, каких-либо движений. Все чувства и переживания нужно было передавать лишь мимикой.
Роль доктора Роберта Корна исполнил актер Игорь Васильев. Многие считают, что это, наряду с дуэтом с Олегом Далем в картине «Вариант «Омега», – одна из лучших его работ в кино. Создатели сделали эту роль более сложной, неоднозначной.
«В фильме он не примитивный убийца, он намного страшнее – тот, кто готов идти по трупам тысяч и миллионов. Васильев придал фильму окраску некоего политического памфлета», – рассказывал в одном из интервью Леонид Менакер.
Поначалу фильм приняли неоднозначно, так как «сами идеи, казавшиеся более полувека назад исключительно уделом фантастики, мало кому представляются сегодня столь уж невероятными» (журнал «Советский экран», 1984). Более того, все еще помнили другую ленфильмовскую картину по произведению Александра Беляева, которая с успехом прошла по кинотеатрам страны и мира – «Человек-амфибия». Создатели «Завещания профессора Доуэля» ушли от соблазна сделать чисто научно-фантастический фильм, а переместили акцент на нравственную составляющую. Многие зрители «не узнали» в фильме оригинального произведения. Однако это не помешало картине стать частью золотой коллекции киностудии «Ленфильм».
В сценарии фильма «Завещание профессора Доуэля», по сути, использован лишь один остросюжетный мотив романа Беляева – автономное существование головы. В остальном, по художественным идеям и фабуле, картина была совершенна самостоятельна. Если в романе в основу конфликта было положено столкновение классического добра – Доуэля со злом – ассистентом профессора доктором Корном, – то в картине выстроены значительно более сложные отношения этих персонажей. Сам Леонид Менакер представлял жанр своего произведения как философскую фантастику.
«Фантастический фильм обладает обычным набором жанровых признаков: необычные костюмы, замысловатые интерьеры, невероятные приборы и т.д. Всего этого фантастического арсенала мы старались в нашу картину не брать», – рассказывал Леонид Менакер в интервью Союзинформкино в 1984 году.
Съемки велись в подлинных лабораториях, обезьяньих питомниках, больничных палатах, операционных. Съемочная группа стремилась к достоверности научных лабораторий и крупных медицинских учреждений, чтобы вызвать у зрителя полную веру в реальную возможность происходящих событий. Некоторые части фильма снималась в Крыму, в Тихой бухте под Коктебелем, а также в Абхазии.
Своеобразным дублером Кродерса стал муляж головы, созданный бутафорами «Ленфильма» из цеха комбинированных съемок. Благодаря волшебной силе монтажа и правильному ракурсу камеры зритель не успевал заметить, когда в кадре живой актер, а когда его бутафорская копия. Окончательно взор обманывали очки, которые мешали разглядеть неживые глаза кукольной головы. Сейчас этот уникальный артефакт, подсоединенный к «аппарату доктора Корна», стал экспонатом киноцентра «Ленфильм» (Каменноостровский, 10).
«Работая над сценарием, мы ставили задачу «создать детектив без детектива». В основе событий лежит преступление, но не обычное, уголовное, а нравственное, которое могло совершиться только в наше время, время научно-технической революции. Трагедия Доуэля не только в том, что он – первая жертва своего открытия, сколько в том, что он жертва своего антинравственного отношения к науке. Ученый, декларирующий, что благая цель – познание – оправдывает любые средства для ее достижения, из экспериментатора становится объектом эксперимента. Доуэль на себе испытал все страшные последствия своего эксперимента. Этим фильмом хочется напомнить всем, какие преступления могут порождать самые гуманные открытия, если их авторы не задумываются, в чьи руки попадают знания», – говорил Леонид Менакер.