24 октября в российском прокате загорится «Огниво» – новый фильм режиссера Александра Войтинского. В этом масштабном проекте, продолжающем тренд на киноадаптацию сказок, приняли участие кинокомпания СТВ, телеканал «Россия», компании CGF и «Глобус – фильм», а также Фонд кино. Создатели «Огнива» не впервые снимают фантастические блокбастеры. За плечами продюсеров Сергея Сельянова, Антона Златопольского и Александра Горохова – «Конёк-горбунок», а также фильм «По щучьему велению».
В сказочном царстве солдат, возвращающийся домой, случайно находит волшебное огниво, и освобождает запертую в нем маленькую девочку Дашу, которую похитил и заколдовал злой Лиходей. Чтобы развеять его чары, солдату придется отправиться в опасное путешествие.
«У нас совсем другая сказка, общее с классической историей – только солдат и огниво. А остальное – авторский сюжет. Написал его Саша Архипов – важный элемент сказочной фабрики СТВ, уникальный современный драматург. У нас все начинается с «Огнива», а заканчивается собирательной русской сказкой. Такой жанр называется историзмом, полистилизмом. Действие происходит в сказочном Берендеевом царстве», – рассказывает режиссер-постановщик Александр Войтинский.
Сценарист Александр Архипов добавил в сюжет максимум чудес и персонажей. С технической точки зрения «Огниво» — это сложная в производстве история, с огромным количеством трюков, декораций, костюмов. К примеру, в Четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» было построено подземное царство гмуров (гномов). На этой локации в кадре было около 50 маленьких людей. Сложные съемки проходили на Ладожском озере – герои должны были переплыть его на механической лошади. Также съемки проходили в Карелии – художники создавали видимость зимы со снегом из бумаги, которую разгоняли ветродуями. Эффектные интерьеры нашли для сказки в Кремле Великого Новгорода. Все это сказочное пространство на натуре и в декорациях создавали художники под руководством художника-постановщика Анастасии Каримуллиной.
Конечно, нельзя не отметить работу художника по костюмам Надежды Васильевой.
«У нас есть мир моря, ветра, штормов, приключений и колдовства. И, например, знак мира колдовства выражается в ткани – это парусина, со смытым и разрушенным соленой водой принтом. Есть Мир дворца – он мрачноват: тяжелые ткани, золотая вышивка, ящерицы и яблоки, груши, львы и куропатки. Только нежная девочка-принцесса – в газовом платьице, о котором мечтают все девочки. В подземном мире – маленькие люди, играющие гмуров, одеты во множество видов одежд – они и мастера, и металлурги, и воины. Доспехи, ремни, наплечники, – всё это лепилось, отливалось, выращивалось и покрывалось драгоценными камнями. Гмуров было 50 человек, значит, – 50 штанов, 50 рубашек (сшитых, связанных, с орнаментом), 50 курток, 50 шапок, 50 гольфов, 50 пар обуви, 50 доспехов и т.д. Впечатляет? Не думаю. Но сил много затрачено. Все костюмы разные, индивидуальные на каждого. Съемки были тяжелыми, актеры уставали быстро, укладывались спать прямо на пол, благо одежда из войлока тёплая, и они не замерзали. Платки на голову крестьянкам крутили по-русски, но с чепцом внутри – чепцы из 19 века. Принты смешивали – и Византию, и Бретань. Царь Берендей с царицей – абсолютные византийцы. Злобный предатель Лиходей – из дремучего средневековья», – рассказала Надежда Васильева.
«Для меня съемки сказок – это территория свободы, когда можно придумать эту жизнь – как она выглядит, какие в ней люди, какие у них костюмы, обычаи, отношения и так далее. Ведь это очень важная составляющая любого фильма – попасть в какой-то новый мир, тем не менее, напоминающий наш, но наблюдаемый с каких-то новых ракурсов. Это важное условие энтертейнмента – новый мир. Сказка позволяет это сделать», – добавил Александр Войтинский.
В ролях: Роман Евдокимов, Антонина Бойко, Виталий Хаев, Ирина Старшенбаум, Михаил Трухин, Ян Цапник, Юрий Кузнецов, Ирина Горбачева, Сергей Марин, Алексей Фаддеев и другие.
«В Иване-солдате очень много от меня, в нем есть мои черты, доведенные до абсолюта, но ровно столько же в нем от меня и ничего нет. Это отдельное от меня существо, хоть оно разговаривает и живет в моем теле, но все остальное в нем другое. В нем ярко выраженная витальность – он очень любит жизнь как процесс и, этот процесс он старается сделать максимально красивым, наполненным и интересным. И в этом мы с ним схожи», – рассказывает Роман Евдокимов.
«Когда только мне прислали этот текст, я подумала, что подхожу. И я начала очень серьезно готовиться – придумывать всякие фишечки, чтобы сделать свои сцены интересными. Было понятно, что моя героиня невидящая, поэтому я пошла в музей для слепых, чтобы почувствовать себя незрячей. Я пообщалась с человеком, у которого ослабленное зрение и записала все важные вещи. Дома я усиленно работала над сценами. Но даже не представляла, что меня утвердят. А потом после шестичасовых проб ко мне подошел продюсер и сказал: «Тоня, мы тебя нашли. Ты играешь Дашу». У меня был шок, я была очень рада. Первый полный метр – и сказка! И всё! У меня вся жизнь перевернулась! Я не спала ночами – воображала, как будет здорово сниматься, какие будут классные костюмы, какая замечательная группа, какая сказочная атмосфера! Наш проект «Огниво» я запомню навсегда» – рассказывает Антонина Бойко.
30 октября, в рамках «Ленфильм-клуба» на «Ленфильме» состоится показ новой сказки «Огниво». После показа мы подискутируем с экспертами на тему сказок, обсудим и советские, и зарубежные, и конечно же – современные. За что мы их любим и почему именно сказки – жанр на все времена.
Регистрация уже доступна: https://lenfilm-even-org.timepad.ru/event/3092412/