В ноябрьские праздники 1934 года в нашей стране произошло событие, которое навсегда вошло в историю российского кино: началось триумфальное шествие фильма «Чапаев» по экранам. В этом году фильму исполняется 90 лет. 15 ноября 2024 года в 19:00 в Киноцентре «Ленфильма» состоится юбилейный показ легендарной картины.
Гостям будет показана возрожденная реставраторами Госфильмофонда РФ цифровая версия фильма, которая выйдет в повторный прокат в нашем киноцентре.
В ноябрьские праздники 1934 года в нашей стране произошло событие, которое навсегда вошло в историю российского кино: началось триумфальное шествие фильма «Чапаев» по экранам. В этом году легендарной картине исполняется 90 лет.
Фильм «Чапаев» режиссеров-однофамильцев Георгия и Сергея Васильевых, вошедших в мировое кино под именем «братьев Васильевых», вызвал настоящий взрыв.
Мало кто знает, режиссеры так спешили с премьерой к годовщине Октябрьской революции, что не успели выпустить плакаты к фильму. Первый, дневной сеанс в кинотеатрах Ленинграда был провальным – практически никто не пришел. Но уже вечером зрители штурмовали кинозалы. Слава о фильме распространилась мгновенно.
Этот фильм люди смотрели не просто по нескольку – десятки раз. Фотохроника тех лет запечатлела колонны с плакатами «Мы идем смотреть Чапаева!». Впервые, пожалуй, в нашей киноистории выход фильма на экраны стал общенациональным событием.
Вот что писала газета «Правда»: «Советская кинематография в подарок к Октябрю дала исключительный по своей красочности, содержанию и художественности фильм “Чапаев”».
«Я шел на эту картину с явным предубеждением, – вспоминал один из бывших бойцов знаменитой чапаевской дивизии. – Разве можно дать Чапаева, чапаевцев, всю эпопею такими, какими они были в минуты величайшего напряжения!.. Оказывается, можно! И молодые режиссеры доказали это».
Невиданная по нашим временам история – блокбастер без хеппи-энда. А ведь, удивительное дело, многие зрители – и стар, и млад – шли снова в кинотеатры с надеждой, что на следующем сеансы легендарный герой Гражданской войны не погибнет и все-таки выплывет, и продолжит войну с «белыми».
А ведь фильм мог завершиться не так, как в официальной версии. Братья Васильевы, опасаясь слишком пессимистического финала, сняли ещё несколько вариантов концовки. Вот одна из них: По Лбищенску маршируют войска красных. Раненые Анка и Петька проезжают мимо, на их лицах радость, за кадром звучат слова Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди».
Другой вариант отправлял зрителей на родину Сталина, в город Гори. В кадре – яблоневый сад, в котором Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!».
И все-таки, Чапай выплыл! В начале Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик «Чапаев с нами!». В нём Чапаев доплывает до противоположного берега, и, обращаясь с экрана к зрителям, призывает советский народ бить фашистов.
Актеру Борису Бабочкину, кстати, финал дался непросто. Он рассказывал потом, что все свои болезни заработал во время того, «чапаевского», заплыва.
Первый свой приз фильм «Чапаев» получил на Московском кинофестивале в 1935 году. Спустя 30 лет по итогам опроса мировых киноведов картина включена в сотню лучших фильмов всех времен и народов.
Четыре главных персонажа — Чапаев, ординарец Петька, комиссар Фурманов и их боевая подруга Анка — реально существовавшие люди. Но характеры собирательные. Например, пулеметчицей Анка стала, когда режиссеры прочитали в журнале «Знамя» фронтовую историю санитарки Марии Поповой.
В оружейной комнате студии хранится пулемёт, из которого стреляла героиня актрисы Варвары Мясниковой – Анка. На «Ленфильме» есть и бурка Бориса Бабочкина.
Чапаевым могли бы стать Николай Баталов или Василий Ванин. Однако Николай отказался от роли – считается, что ему к тому моменту надоело сниматься в фильмах про Гражданскую войну. А Василий Ванин в итоге не подошел, так как режиссеры увидели в Бабочкине более достойного кандидата на главную роль, хотя изначально утвердили Ванина.
Борис Бабочкин, который должен был изначально играть Петьку, в мини-этюдах показал режиссёрам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своём соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым. Из воспоминаний Бориса Бабочкина:
«О том, что мне придется играть Чапаева, я тогда и не думал. Я только уговаривал Васильевых не делать ошибки в выборе актера на эту роль… Доказывая им негодность некоторых кандидатур, я без всякой задней мысли в качестве аргументов предъявлял Васильевым такие черты этого актера, что они просили меня попробовать грим. Я надел шапку и наклеил усы…».
Бабочкин впоследствии кино возненавидит: на улицах его будут звать исключительно Васильиванычем, и от приставучего образа будет уже не отделаться.
Это сейчас картина может показаться революционным боевиком, да и только. До «Чапаева» советский зритель столь похожего на себя народного героя никогда не видел. Здесь же Борис Бабочкин впервые воплотил на экране положительного героя, не срисованного с агитплаката, не стопроцентно хорошего. За эти же качества зрители позже полюбят Жеглова или, скажем, «Брата» из 1990-х. А анекдоты про Василия Иваныча рассказывают и те, кто фильма никогда не видел. Герой за 90 лет вошел в народ навсегда.