Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

35 лет фильму «Царская охота»

16 Июня 2025

В этом году исполняется 35 лет фильму «Царская охота» режиссера Виталия Мельникова.

Кинокартина положила начало целой трилогии «Империя. Начало», ведь именно как серию фильмов о краеугольных событиях в истории нашей страны изначально задумывал режиссер этот цикл.

Но снять ленты одну за другой не удалось. Они выходили на экраны в течение пятнадцати лет, и каждый фильм начинал собственную жизнь, завоевывал любовь зрителей и призы на фестивалях. «Царская охота» – картина о интригах и страстях времен Екатерины Великой, «Царевич Алексей» – об эпохе Петра I, «Бедный, бедный Павел» – о триумфе и трагедии Павла I. Лишь в 2004 году, на «Ленфильме» официально заявили, что работа над трилогией завершена.

«Когда мы готовили сценарий «Царской охоты», в основу которой легла пьеса Леонида Зорина, появилась идея постепенно готовить сценарии ещё двух картин. Одна –экранизация романа Дмитрия Мережковского «Пётр и Алексей», в основе другой мы хотели положить пьесу того же Мережковского «Бедный Павел». Таким образом, замаячил проект трилогии, которую можно объединить названием: «Империя. Восемнадцатый век». Пугать перспективой такой трилогии тогда, в 1990-е никого не следовало, – дай бог разобраться хотя бы с «Царской охотой»! Поэтому мы работали и работали…», – говорит Виталий Мельников.

«Царская охота» – история о загадочной личности XVIII века Елизавете Таракановой (1745 – 1775), которую одни называли авантюристкой, другие – подлинной претенденткой на российский престол. Княжна Тараканова объявилась в Италии и объявила, что является дочерью императрицы Елизаветы Петровны. Она получила поддержку многих знатных европейский дворов и стала представлять реальную угрозу для царствовавшей в то время Екатерины II. Императрица сплела хитроумную интригу, закончившуюся похищением из Ливорно княжны Таракановой графом Орловым. Дальнейшая судьба княжны-самозванки печальна. Она стала узницей Петропавловской крепости и, по некоторым данным, погибла во время одного из наводнений…

Основная съёмочная группа состояла из блестящих ленфильмовских мастеров, с которыми режиссер Виталий Мельников снял многие свои картины: оператор Юрий Векслер, художник Белла Маневич и замечательный художник по костюмам Лариса Конникова. Главная проблема была, конечно же, в финансировании. В 1990-е годы, страна переживала серьезный кризис, рушилась на глазах, и в такой ситуации было не до кино. Съемки меж тем планировались масштабными и дорогостоящими. Фильм снимали в Италии, Чехии, Крыму и Ленинграде.

«На студии уже начались первые лукавые «приватизации»: бесследно исчезал реквизит, аппаратура, костюмы. Всё это прикрывалось самыми прогрессивными и красивыми лозунгами. Когда встал вопрос о том, как проводить съемки, мне помог случай. Даже два! Первым можно считать появление в Госкино нового прогрессивного и смелого председателя – Армена Медведева, а вторым – то самое «смутное, переходное» время. К переменам в нашей стране за рубежом присматривались и приценивались. В России всё-таки происходило нечто невиданное. О затее с «Царской охотой» узнали через «Совэкспортфильм» на студии «Баррандов» в Праге и на студии «Чина-чита» в Риме. Иностранцам страстно захотелось поучаствовать в этой истории», – говорит Виталий Мельников.

Виталий Вячеславович собрал в фильме всю свою замечательную команду, всех своих любимых актеров. Светлана Крючкова, Олег Табаков, Михаил Кононов, Светлана Смирнова, Баадур Цуладзе. Во всем этом созвездии было только, пожалуй, два новых актера – Анна Самохина и Николай Еремин.

«Давно, ещё на пробах к «Женитьбе» я в шутку пообещал Светлане Крючковой, что когда-нибудь сниму её в роли Екатерины Великой. Прошли годы, и я сдержал слово. Бывает в кино и такое. Роль Екатерины, формально не главная, была по сути ключевой, несущей основной смысл и конфликт картины. По-моему, Светлана справилась с этой работой блестяще», – говорит Виталий Мельников.

«Работа над ролью российской императрицы Екатерины II шла очень непросто и стала одной из самых сложных для меня ролей. Во-первых, мне пришлось учиться ездить верхом. Мне, которая лошадей с детства побаивалась. А еще я до умопомрачения занималась со специалистами по произношению. Известно, что Екатерина Великая всю жизнь говорила с немецким акцентом. Чтобы добиться правдоподобия, я по совету моей преподавательницы по языку полгода утром и вечером слушала текст, который настоящая немка записала на русском языке. В итоге – и это признавали даже профессиональные лингвисты – у меня получился именно немецкий, а не какой-то другой акцент… В этом фильме я выгляжу эффектно еще и потому, что оператором на нем был Юрий Векслер – мой муж. А он всегда снимал меня с особенной любовью», – рассказывает Светлана Крючкова.

Для Анны Самохиной это была, по сути, первая серьезная роль. Зрителям она была хорошо известна по криминальной драме «Воры в законе» и сериалу «Узник замка Иф». В «Царской охоте» ей предстояло выполнить очень непростую задачу. Самозванка княжна Тараканова – фигура загадочная. Она стала жертвой не только коварства Екатерины II, но и предательства графа Алексея Орлова, которого страстно полюбила. И через весь фильм Анне Самохиной предстояло пронести этот светлый образ влюбленной женщины. Женщины, знающей, что она движется к неизбежной гибели, но никакой инстинкт самосохранения не способен остановить ее.

Фильм «Царская охота» стал совершенно новой страницей и в творчестве актера Николая Еременко-младшего, звезды самого кассового советского фильма «Пираты ХХ века». Теперь герой Еременко вынужден был сражаться не со злодеями, а с самим собой, выбирая между любовью и «неким долгом», понимая в душе, что, вылавливая в солнечной Италии самозванку, он спасает трон для другой самозванки, которую они с братом Григорием возвысили в свое время в результате кровавого дворцового переворота.

«Ее история поразительна: это самой жизнью созданная классическая трагедия. В ней — концентрация всех проклятых вопросов, которые и сегодня нас волнуют и будут волновать всегда. Личность и общество. Интересы личности и государства. Что такое вообще государство и стоит ли о нем всерьез говорить, если личность важнее. Сама по себе Тараканова – только катализатор для действия других сил. Главное в этой всей истории – отношения между Екатериной и Алексеем Орловым, который, собственно, и возвел ее на престол и которому императрица поручала уничтожить еще одну соперницу. И вот Орлов столкнулся с этой соперницей, ни в чем в общем неповинной игрушкой в чужих руках, увидел в ней никакого не политика, а – человека, женщину, и тем не менее переступил через это во имя неких государственных надобностей. И – сломался сам, ибо ломаются даже самые сильные люди, когда в столкновении естественного, человеческого, с искусственным, созданным якобы для всеобщего благоустройства, выбирают второе…» – так Виталий Мельников прокомментировал свой замысле в одном из интервью 1990-х.

На съемках в Италии было несколько курьезных случаев. Полученную валюту довольно долго не могли обменять. Поскольку в характере людей еще не было понимания что такое доллары, полученные 40 тысяч на съемки, сунули в сумку с портретом Че Гевары. В итальянских обменниках никто не хотел связываться со странными русскими, похожими на террористов-революционеров, пытающихся, не зная итальянского, обменять немалую сумму в валюте.

Случались и казусы на самих съемках. Директор картины, закупая реквизит к сцене застолья, потратил немалые деньги на искусственные морепродукты. В кадре они смотрелись прекрасно, но в Италии подлинные деликатесы обошлись гораздо дешевле, можно было бы сэкономить.

Для экономии, чтобы не платить валютой из Москвы вызвали актера Стаса Садальского, который умел скакать на лошади и мог выступить в качестве каскадера. Но Стас говорил только по-русски, а животное было итальянским. Так наездник и лошадь общего языка не нашли, актера отправили домой. Впрочем, он был абсолютно счастлив, тогда наши люди за границу ездили редко. В Италии съемочная группа была 8 дней благодаря известному продюсеру Сильвия д’ Амико, в дальнейшем частично за полуостров отработали Крым и Чехословакия.

В ленфильмовских павильонах снимались основные, сюжетообразующие сцены.

«Декорации к фильму для нас строили долго – не хватало материалов, тканей и всяких неожиданных мелочей. Дворцовые фактуры наши художники имитировали только за счёт изобретательности и всякого шаманства. Но значительный объем работ взяла на себя студия «Баррандов», на которой любят и умеют ставить костюмно-шпажно-каретные картины. А в Крыму, на Ялтинской студии нам даже построили флот. «Ленфильм» постепенно, но неуклонно разваливался. Приватизированные цеха гонялись только за прибылью, аппаратура выходила из строя. Вместо прежних творческих объединений возникли карликовые хозрасчётные студии. Потом фильмопроизводство вообще прекратилось – не было плёнки. Я взялся было монтировать картину, но выяснилось, что искусственно завышенные метражи я теперь не имею права сокращать. Это сработала прежняя плановая система. Итальянцы просили сделать фильм покороче, а Госкино – подлиннее, «чтоб совпали отчётные плановые показатели». Я пытался сокращать картину с упорством и остервенением. Я был убеждён, что из фильма нужно убрать двадцать три минуты и фильм станет значительно лучше, динамичнее, но плановики и бухгалтеры только улыбались», – вспоминает Виталий Мельников.

В итоге картину так и не успели сократить. Фильм пригласили на международный кинофестиваль в Монреале, и она отправилась в Канаду в удлинённом виде. Ехали от Советского Союза, а по пути застала новость – СССР развалился.

На Монреальском кинофестивале картину встретили восторженно. Западной публике очень понравился фильм, но были те, кто постоянно говорил режиссеру, что фильм стоило бы подсократить.

Когда фильм вышел на экраны, в газеты хлынул поток гневных писем, в основном от пожилых. На тот момент советские зрители еще не были готовы к эротике в кино, а в «Царской охоте» было несколько откровенных сцен, впрочем, по нынешним временам вполне целомудренных. В одном эпизоде граф Орлов, прикрывая руками голый зад, выбегает из спальни императрицы, в другом эпизоде показана любовная сцена с участием княжны Таракановой. Вслед за «Царской охотой» в 1990-х гг. на экраны хлынул целый поток фильмов с куда более откровенными эпизодами, и об этом скандале быстро забыли. А позже Николая Еременко и Анну Самохину нарекли главными секс-символами отечественного кино 1980-1990-х годов. За лучшую роль второго плана Крючкова получила призы Киноакадемии «Ника» и кинофестиваля «Созвездие-91».

Приз Киноакадемии «Ника» за лучшую работу художника по костюмам также вручили Ларисе Конниковой, буквально из ничего создавшей роскошные туалеты «золотого века».

В костюмерной киностудии «Ленфильм» до сих пор сохранились платья героинь Анны Самохиной и Светланы Крючковой. Временами их выставляют на выставках и в музее киностудии.