Александров Григорий Васильевич
- Карьера: Режиссер, Сценарист, Актер
- Дата рождения:
Родился 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего Василия Григорьевича Александрова. Мать — Анфуса Григорьевна.
Свою трудовую деятельность начал с девяти лет. С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки). Вместе с И. Пырьевым создавал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. По окончании курсов около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. По возвращении из армии снова встретился с И. Пырьевым и вместе организовывали детский театр. Принимал участие в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).
В 1921 году вместе с И. Пырьевым едет на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921—1924 годах — актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с С. Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном С. Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» С. М. Третьякова по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В 1924 году участвовал в работе над сценарием и помогал С. Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимался в них как актёр. В 1927 году выступил как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма С. Эйзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929). C 1929 по 1932 год совместно с С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью обучения звуковому кино. В Париже сняли фильм «Сентиментальный романс». В 1932 году вместе с С. Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику сняли документальный фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Г. Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства». В 1932 году возвратился в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снял фильм «Интернационал», прославляющий И. Сталина и его политику. В 1932 году по инициативе Б.Шумяцкого начал работу над фильмом «Весёлые ребята». Вот как вспоминает об этом Л.Утёсов в книге «Спасибо, сердце» (Москва, ВТО −1976): В 1934 году закончил съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался М. Горький, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК КПСС и добился одобрения И. Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами2. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году. Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
В 1936 году снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан режиссёром, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).
В 1936 году по личному поручению И. Сталина совместно с С. Бубриком и С. Гуровым снял и смонтировал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов». В 1938 году выпустил комедию «Волга-Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.
В 1940 году вышел фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947).
В годы войны — художественный руководитель Бакинской киностудии (ныне «Азербайджанфильм»).
В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность. В 1949 году снял фильм « Встреча на Эльбе».
В 1951—1957 годах — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).
В 1960 году снял фильм «Русский сувенир». Несмотря на немалые затраченные средства, фильм режиссёру не удался и в итоге лёг на полку.
В 1972 году снял свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», не вышедший на экран, и показанный по телевидению только в 1996 году.
В 1975 году вышла книга воспоминаний «Годы поисков и труда» (литературная запись Мих. Белявского).
В 1976 году вышла книга воспоминаний режиссёра «Эпоха и кино».
В 1983 году снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».
Актёр
1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — Глумов
1924 — Стачка — бригадир
1925 — Броненосец «Потёмкин» — старший офицер Гиляровский
1929 — Старое и новое — водитель трактора
1930 — Горе и радость женщины (короткометражный, Швейцария)
1938 — Волга-Волга — капитан спасательного буксира
1960 — Русский сувенир — пилот
1974 — Скворец и Лира — генерал
Режиссёр и сценарист 1924 Стачка 1927 Девушка с далекой реки 1927 Октябрь 1929 Старое и новое 1930 Горе и радость женщины 1930 Сентиментальный романс 1930 Спящая красавица 1931 Землетрясение в Оахаке 1932 Да здравствует Мексика! 1932 Пятилетний план 1933 Интернационал 1933 Гром над Мексикой 1934 Весёлые ребята 1936 Цирк 1936 Доклад товарища Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов… 1938 Волга-Волга 1938 Первое мая 1938 Физкультурный парад 1940 Светлый путь 1940 Время на солнце 1941 Боевой киносборник № 4 1943 Одна семья 1944 Каспийцы 1947 Весна 1949 Встреча на Эльбе 1952 Композитор Глинка 1953 Великое прощание 1958 Человек человеку 1960 Русский сувенир 1961 Ленин в Польше 1962 Спутница королевы 1965 Перед Октябрём 1965 Ленин в Швейцарии 1965 Накануне 1967 Десять дней, которые потрясли мир 1974 Скворец и Лира 1983 Любовь Орлова