Герасимов Сергей Апполинариевич
- Карьера: Режиссер, Сценарист, Актер
- Дата рождения: 21 Мая 1906 г.
- Дата смерти: 26 Ноября 1985 г.
Биография:
С. А. Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинской (ныне село Кундравы в Чебаркульском районе Челябинской области). В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930-м ) окончил Техникум сценических искусств.
В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.
Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.
В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.
Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».
Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов).
В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.
Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. П. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).
Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. С. Маркиной и М. С. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.
Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939). Автор сценария и режиссёр — С. Герасимов, главный оператор — В. Т. Яковлев.
Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.
Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».
В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.
В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия».
Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков.
Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской преми.
Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 году фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).
В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссёр С. Герасимов, главный оператор В. А. Рапопорт. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на Международном кинофестивале в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958).
Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.
Творческая деятельность режиссёра, актёра и сценариста, Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Ж. А. Болотова и многие другие. Являлся также художественным руководителем творческого объединения московской ЦКДЮФ имени М. Горького.
Герасимов выступал и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939) и «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.
Фильмография:
Режиссёрские и сценарные работы: * 1929 — Двадцать два несчастья (Две страсти активиста Иванова / Пять Маратов) (режиссёр, совместно с С. И. Бартеневым) — не сохранился * 1932 — Сердце Соломона (Интернационал) (сценарист, режиссёр, совместно с М. Кресиным) * 1932 — Лес (сценарист, совместно с И. Л. Прутом, режиссёр) — не вышел на экраны * 1934 — Люблю ли тебя? * 1936 — Семеро смелых * 1938 — Комсомольск * 1939 — Учитель * 1941 — Маскарад (по пьесе М. Ю. Лермонтова) * 1941 — Старая гвардия * 1941 — Боевой киносборник № 1 * 1941 — Встреча с Максимом * 1941 — Чапаев с нами (сценарист) * 1943 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым) * 1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (сценарист и режиссёр совместно с другими) * 1944 — Большая земля * 1948 — Молодая гвардия (по роману А. А. Фадеева) * 1950 — Освобождённый Китай (документальный фильм совместно с киноработниками Китая) * 1951 — Сельский врач * 1954 — Надежда (сценарист и режиссёр) * 1956 — Дорога правды (сценарист) * 1958 — Тихий Дон (по роману М. А. Шолохова) * 1958 — Память сердца (сценарист) * 1959 — Говорит спутник (сценарист и режиссёр совместно с Б.Волчеком, В.Дорманом и Г.Оганесяном) * 1961 — Карьера Димы Горина (художественный руководитель фильма) * 1961 — У Крутого Яра (художественный руководитель фильма) * 1962 — Люди и звери * 1967 — Журналист * 1970 — У озера * 1972 — Любить человека * 1974 — Дочки-матери * 1976 — Красное и чёрное * 1980 — Юность Петра * 1981 — В начале славных дел * 1984 — Лев Толстой Актёрские работы: * 1925 — Мишки против Юденича — Шпик * 1926 — Чёртово колесо (Моряк с «Авроры») — «Человек-вопрос», фокусник, главарь бандитской шайки * 1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист * 1927 — Союз великого дела (С. В. Д.) — Медокс * 1927 — Братишка — 2-й шофёр * 1927 — Чужой пиджак — Агент Скальковский * 1929 — Новый Вавилон (Штурм неба) — Журналист Лутро * 1929 — Обломок империи (Господин фабком) — Меньшевик * 1931 — Одна — Председатель сельсовета * 1932 — Три солдата (Зачем вы здесь?) — Командир стального полка * 1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Второй бонза * 1934 — Разбудите Леночку * 1935 — Граница (Старое Дудино) — Портной Яков * 1938 — Выборгская сторона — Эсер Ропшин * 1938 — Комсомольск — Шпион (в титрах не указан) * 1941 — Маскарад — Неизвестный * 1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — Князь Львов-Щербацкий * 1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников * 1969 — У озера * 1974 — Дочки-матери — Пётр Воробьёв * 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни — документальный фильм о П. М. Алейникове * 1984 — Лев Толстой — Лев Толстой