Хейфиц Иосиф Ефимович
- Карьера: Режиссер, Сценарист, Актер
- Дата рождения: 17 Декабря 1905 г.
- Дата смерти: 24 Апреля 1995 г.
4 (17) декабря 1905 года, Минск — 24 апреля 1995 года, Санкт-Петербург.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист СССР (1964).
В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства, а в 1928 году — кинофакультет Института истории искусства.
В 1928 году пришёл работать на кинофабрику «Совкино» (ныне — киностудия «Ленфильм»). В кино дебютировал сначала как сценарист, совместно с А. Г. Ивановым и А. Г. Зархи создав сценарии фильмов «Луна слева» и «Транспорт огня».
Позже стал режиссёром-постановщиком, причём с 1928 по 1950 годы работал совместно с А. Г. Зархи, возглавил 1-ю комсомольскую постановочную бригаду ленинградской фабрики «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Во время эвакуации, в 1941-1942 годах, занимал должность художественного руководителя Ташкентской и Тбилисской киностудий, а потом вернулся в Ленинград. Член ВКП с 1945 года.
В центре магистрального киносюжета, слагаемого И.Е. Хейфицем, даже когда он насыщен явной общественной значимостью («Депутат Балтики» или «Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли «гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком «баба». В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В картинах «Большая семья» и «Дело Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится на конфликте «индивид — коллектив». И доброкачественность семейного или трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.
В 1960-1980-е годы, концепция киногероя у Хейфица заметно усложняется, может быть, поэтому его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения современников Павла Нилина и Бориса Васильева. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость её жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения — вот что становится главным предметом художественного интереса. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссёром, — «Плохой хороший человек». Действительно, каков здесь Лаевский в исполнении О.И. Даля или фон Корен В.С. Высоцкого? А Таня Фешева из «Единственной» по рассказу Нилина «Дурь», сыгранная Еленой Прокловой, или её молодой супруг Коля (Валерий Золотухин)? «Упрощённые мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными…» — сказанное Хейфицем по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.
Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актёрским режиссёром. Установка на актёра определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя. Последний фильм мастера — «Бродячий автобус». И здесь режиссёр, будучи уже в довольно почтенном возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актёрами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актёры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.
Преподавал в актерской школе при киностудии “Ленфильм”, на Высших курсах режиссеров и сценаристов. С 1971 по 1986 год являлся первым секретарем Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР.
Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.
Сыновья — режиссёр Д. И. Светозаров и кинохудожник В. И. Светозаров; польский кинооператор Юлий Иосифович Жеймо (Julian Żejmo, от брака с актрисой Я. Б. Жеймо).