Самохина Анна Владленовна
- Карьера: Актер
- Дата рождения: 14 Января 1963 г.
- Дата смерти: 08 Февраля 2010 г.
Биография:
Анна Самохина (в девичестве Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области. Вскоре после её рождения семья переехала в Череповец. Старшая сестра Анны Маргарита. Отец Анны Подгорный Владлен Дмитриевич работал сталелитейщиком, мать Подгорная (в девичестве Кондратьева) Анна Григорьевна служила в конструкторском бюро на комсомольской стройке — возводили Череповецкий металлургический комбинат.
В своих интервью Самохина признавалась, что её детство не было безоблачным. Она выросла в промышленном районе, отец часто выпивал, а потом и вовсе превратился в алкоголика. Семья жила в общежитии, быт не был налажен.
« — Наша семья жила в семейном общежитии, места было мало, поэтому мы с сестрой, как щенята, спали на матрасах в углу… общей кухни. Отец пил так, что годам к 30-ти стал законченным алкоголиком.
— Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла — всё это было привычным для нас, не пугало и не удивляло. Люди спивались, а то и вешались, как, например, наша соседка… »
Когда Анне было семь лет, умер отец и матери пришлось воспитывать детей в одиночку. « — Я только сейчас, с позиции своего теперешнего возраста, могу понять, как тяжело приходилось маме. Она была такой нервной, часто срывалась, плакала… Другого жилья нам очень долго не давали , но в конце концов ей удалось “выбить” комнату – видимо, благодаря забавному совпадению. Фамилия наша – Подгорные. Однажды мама решилась отправить письмо в ЦК своему однофамильцу. Как ни странно, это подействовало, и нам выделили комнату в коммуналке. » Семье выделили комнату в коммуналке, но и там атмосфера была немногим лучше — у соседей постоянно случались драки, поножовщины. Мать мечтала, что Анна закончит музыкальную школу и выйдет замуж за военного. В семь лет Ане купили фортепиано, и она действительно начала заниматься музыкой сначала дома, потом в музыкальной школе, но сценарий жизни, написанный для неё матерью, ей не подошёл. В четырнадцать лет Анна была принята в Череповецкий народный театр, а уже в 1978 году пятнадцатилетняя Анна поступила на актёрское отделение Ярославского театрального училища (мастерская Сергея Константиновича Тихонова), во время учёбы в котором вышла замуж за однокурсника Александра Самохина. По окончании училища в 1982 году их распределили на работу в ТЮЗ Ростова-на-Дону.
Работа в кино и в театре:
В 1983 году Анна Самохина дебютировала в эпизодической роли в фильме «Признать виновным» режиссёра Игоря Вознесенского.
В 1987 году Анна Самохина получает главную женскую роль, Мерседес, в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф» (1988), снимаемого по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Эта кинороль оказалась для актрисы очень удачной, и в 1988 году режиссёр Юрий Кара пригласил Анну Самохину сняться в своей картине «Воры в законе». Этот фильм, поставленный по рассказам Фазиля Искандера, в котором играло много известных актёров, был с восторгом встречен публикой, его посмотрело 39 с половиной миллионов зрителей и безжалостно обруган критикой. В книге «Досье на звёзд» Фёдора Раззакова приводятся слова актрисы об этой её работе:6 « Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принёс мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего — ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю — боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний… »
В 1989 году актрису приняли в труппу Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде. Здесь она играла в спектакле «Шведский замок» по пьесе Франсуазы Саган.
Новые роли не заставили себя ждать. Среди интересных работ актрисы можно выделить роли в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» (1989), где партнёрами Самохиной были Михаил Боярский и Юрий Богатырёв, и в исторической драме «Царская охота» (1990), снятой Виталием Мельниковым, в которой она сыграла княжну Тараканову. Классическая красота Самохиной особенно хорошо смотрелась в пышном антураже костюмных фильмов, и режиссёры это активно использовали.
В начале 90-х годов Анна Самохина сыграла несколько десятков ролей в фильмах разных жанров — в комедиях, детективах, боевиках, исторических лентах.
Кроме того, Самохина, как художественный руководитель студии «Диапазон», представляла в 1996 году на фестивале в Монако телефильм «Гроза над Русью», поставленный по «Князю Серебряному», — в нём свои последние роли исполнили Сергей Бондарчук и Олег Борисов.
После громких ролей казалось, что звёздная карьера ей обеспечена, но в стране наступали трудные времена, отразившиеся и на кинематографе. По финансовым соображениям актрисе приходилось соглашаться на неинтересные, коммерческие роли. И вскоре Самохина устала от такой работы. По её словам, съёмки в сериалах основаны на «потогонной системе» — работать приходилось по 14 часов в сутки. Напряжённый график сказывался на здоровье, и Самохина стала отклонять практически все предложения.
В 1999 году актриса появилась в сериале «Улицы разбитых фонарей». Серия называлась, «Дама с собакой». Анне Самохиной, по её словам, понравилась работать в этом сериале:
« Понравилась работа в сериале «Улицы разбитых фонарей», в котором, наверное, только ленивый не снялся. На площадке «Ментов» всё делается профессионально, весело и в быстром темпе. А серия называлась, если помните, «Дама с собакой», и этой дамой была я. »
В 2001 году на экраны страны вышел сериал «Чёрный ворон», в котором Анна Самохина сыграла мать Тани Захаржевской Аду Захаржевскую, потомственную колдунью.
« В фильме «Чёрный ворон» моя героиня влюбляет в себя мужчину с помощью приворотных средств. Я никогда бы не смогла так поступить, как Ада, даже если бы была сильно влюблена, а мужчина — напротив, равнодушен ко мне. Гадания, ворожба — большой грех, а я глубоко верующий человек, — говорит актриса. »
Некоторое время она оставалась вне театра и кино. Самохина подрабатывала конферансом, вела концерты в паре с заслуженным артистом России Николаем Юрьевичем Поздеевым. Анну могли видеть и ведущей концертов к Дню Военно-морского флота, и на День города, День строителя, и на частных вечеринках.
« — Конферанс был для неё в те годы отдушиной, как для актрисы, которая хочет, но не может пока играть, — объяснил Поздеев. – Но как только её вновь стали приглашать сниматься и играть на сцене, Самохина тут же бросила конферанс. »
Возвращение в мир искусства состоялось в 2003 году, когда с репетициями нового спектакля Самохина вышла на сцену театра «Колесо» в Тольятти.[ Актриса сыграла главную роль в пьесе «Жозефина и Наполеон» чехословацкого драматурга Иржи Губача (роль крестьянки с острова Святой Елены, куда Наполеон был сослан).
« — Сразу предупреждаю, что это не та Жозефина! Не Богарнэ, с которой Наполеон провёл свои лучшие годы. Это простая женщина-крестьянка, рядом с которой он провёл последние годы жизни на острове Св. Елены, безнадёжно больным. И прошу при этом учесть, что это комедия. Такое вот сложное, странное сочетание. Спектакль, на котором и плачут, и смеются. И, на мой взгляд, это удача» — вдохновенно рассказывала Анна. »
Премьера спектакля «Жозефина и Наполеон» состоялась 8 марта 2004 года. Постановка увенчалась полным успехом. Чтобы увидеть Самохину, люди приезжали из соседних городов. Вскоре успешные премьеры состоялись в Самаре и Санкт-Петербурге. Позже Самохина играла в спектакле московского «Театрального центра на Коломенской» «Влюблённый Мопассан».
Последние годы актриса много и успешно работала в кино и на театральной сцене в театре «Русская антреприза им. Андрея Миронова», Санкт-Петербургском антрепризном Театре Комедий. Её красота мало кого оставляла равнодушным. В феврале она должна была вместе со своим партнёром по сцене Дмитрием Харатьяном начать репетировать в антрепризном спектакле «Ах, этот Ходжа Насреддин» по пьесе Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Ей предназначалась роль давней возлюбленной Насреддина, но вместо этого ей пришлось срочно заняться своим здоровьем.
Фильмография:
* 1983 — Признать виновным (эпизод, в титрах не указана) * 1988 — Узник замка Иф — Мерседес, графиня де Морсер, невеста Эдмона Дантеса и жена Фернана Мондего * 1988 — Воры в законе — Маргарита (Рита) * 1989 — Дон Сезар де Базан — цыганка Маритана * 1989 — На железной дороге — Мария * 1990 — Волчья стая — Рунак * 1990 — Женский день — Ирина Ерохина * 1990 — Царская охота (Ruske imperium) — княжна Елизавета Тараканова * 1991 — Брюнетка за 30 копеек — Ия-Мими * 1991 — Взбесившийся автобус — Томка (Тамара), жена террориста * 1991 — Гангстеры в океане — судовой врач Анна Григорьевна * 1991 — Дура — Антуанетта, жена следователя * 1991 — Исчадье ада — Эрна * 1991 — Семьянин — Рая, жена-редактор * 1992 — Великое замыкание, или Детонатор * 1992 — Идеальная пара — Марина * 1992 — Рэкет («…путём угроз, насилия и шантажа») — Настя * 1992 — Тартюф — Марианна * 1993 — Волчицы — Жюлия * 1993 — Страсти по Анжелике — Анжелика Кудрина * 1993 — Трень-брень — продавщица * 1994 — Сделай мне больно — Вера Самарина * 1994 — Колесо любви — Екатерина Львовна * 1994 — Поезд до Бруклина — Вера * 1994 — Русский транзит — Александра * 1995 — Бульварный роман — Ольга Васильевна Палем * 1996 — Театр ЧехонТВ. Старые знакомые. Картинки из недавнего прошлого (эпизод «Ушла») — жена Петра Николаевича * 1998 — Седьмое кольцо колдуньи (Кольца всевластия) — королева Кора * 1999 — Улицы разбитых фонарей-2 (7-я серия «Дама с собакой») — Лариса Витальевна Курбатова * 1999 — Китайскiй сервизъ — Зинаида Волошина * 2000 — Дом надежды — медсестра * 2001 — Русский водевиль o 2001 — Русский водевиль (Фильм 1. Бледнолицый лжец (Заёмные жёны)) — Зюдерзе Луиза Карловна o 2001 — Русский водевиль (Фильм 2. Вицмундиръ) — Любецкая * 2001 — Чёрный ворон — Ариадна Захаржевская, жена профессора * 2002 — Дружная семейка (12 серия «Калым») — Зухра * 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 4 (1-5, 7 серии)— Катя Званцева (Екатерина Дмитриевна Гончарова) * 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 5 (5 серия) — Катя Званцева (Екатерина Дмитриевна Гончарова) * 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 6 (1-3, 5, 7 серии) — Катя Званцева (Екатерина Дмитриевна Гончарова) * 2004 — Повторение пройденного — Ирина Полянская * 2004 — Три цвета любви (Семидесятники) — Мария (Маша) Петрова * 2008 — Гаишники o 2008 — Гаишники (фильм № 4 «Авария») — Светлана Игоревна Мокроусова, депутат Госдумы o 2008 — Гаишники (фильм № 7 «Игры по правилам и без») — Светлана Игоревна Мокроусова, губернатор Санкт-Петербурга * 2009 — Любовь — не то, что кажется — Дарья Петровна Князева, мать Артёма и Дмитрия * 2009 — Дилер (серия «Старуха на обочине») — Наталья * 2009 — Дом без выхода — Виолетта Анатольевна * 2009 — Настоящая любовь — Ирина Александровна, мать Нины * 2010 — Псевдоним для героя — Катя * 2010 — Семейный дом — Вера Леонидовна, директор школы (озвучила Любовь Германова) * 2010 — В стиле Jazz — актриса * 2010 — Цвет пламени — Марина, приёмная мать Алины Театральные роли: * 1982 — Трёхгрошовая опера — Полли Пичем (Ярославское театральное училище) выпускной спектакль * 1982—1988 — Ростовский театр юного зрителя. Различные роли в детских спектаклях (анчутки, принцессы, дурнушки, чудовища, Бабы-Яги, жар-птицы), незначительные роли в серьёзных «взрослых» постановках * 1982 — Уик-энд с убийством (Ростовский театр юного зрителя) * 1982 — Дорогая Елена Сергеевна — Ляля (Ростовский театр юного зрителя) * 1989 — Шведский замок (Замок в Швеции) (Театр имени Ленинского комсомола) * 1989 — Дорогая Елена Сергеевна — Ляля (Ростовский театр юного зрителя) единственный спектакль [38] * 1989 — Звёзды на утреннем небе (Театр имени Ленинского комсомола) * 1994 — Шведский замок (Замок в Швеции) (Театр «Балтийский дом») * 2004 — Жозефина и Наполеон — Жозефина (Театр «Колесо») * 2004 — Опасные связи — маркиза де Мертей * 2004 — Мастер и Маргарита— Маргарита («Русская антреприза» им. А. Миронова) * 2005 — Флорентийская трагедия — Бианка (Театральная компания «Антика») * 2005 — Влюблённый Мопассан — маркиза де Гайяр (Театр комедии им. Н. П. Акимова) * 2005 — Путаны — «ночная бабочка» Наташа (Московский независимый театр) * 2006 — Армия любовников — Жозефина * 2006 — Падшая жена инженера Мамбретти — Антония (Проект «Театральный марафон») (Продюсерский центр «Арт-Питер») * 2006 — Держи меня крепче, люби… — маркиза де Гайяр (Санкт-Петербургский Театральный Центр на Коломенской) * 2007 — Ночные бабочки Парижа — «ночная бабочка» Наташа (Московский независимый театр «Арбат») * 2007 — Виновник торжества — Елисеева, театральный критик (Продюсерский центр «Про. Ко. Медиа», Санкт-Петербургский Антрепризный Театр Комедий) * 2007 — Арлекино (Слуга двух господ) — Беатриче (Театральное агентство «T-atre») * 2007 — Месье Амедей — Катя * 2007 — Любовь до гроба — Эва (Театр им. Ленсовета) * 2008 — Восемь женщин и… — Габби (Театральный дом «Миллениум») * 2008 — Питерский синдром — Зинаида Степановна (Продюсерский центр «Арт-Питер»)